Федеральное бюджетное общеобразовательное учреждение вечерняя(сменная) общеобразовательная школа ГУФСИН России по Самарской области Учитель истории и обществознания Теплова Е. А учебный год.
Нравственные ориентиры деятельности Урок обществознания в 11 классе
Цели урока Дать определения понятиям "мораль", "нравственность", Дать определения понятиям "мораль", "нравственность", "этика"," нравственные категории", " моральный выбор и "этика"," нравственные категории", " моральный выбор и моральная оценка".Познакомиться с содержанием моральная оценка".Познакомиться с содержанием "золотого правила нравственности" и категорического императива И.Канта. Развивать навык работы с текстом с целью получения Развивать навык работы с текстом с целью получения необходимой информации, а также умение делать самостоятельно необходимые выводы. При выполнении задания в группах формировать навык При выполнении задания в группах формировать навык коллективной работы, а также содействовать проявлению творческих способностей учащихся. творческих способностей учащихся. Рассматривая теоретические вопросы морали и Рассматривая теоретические вопросы морали и нравственности, проводить параллель с реальной жизнью общества, воспитывать осознанное отношение к общечеловеческим моральным ценностям.
Материально-техническое обеспечение урока Учебное пособие "Человек и общество" под редакцией Учебное пособие "Человек и общество" под редакциейБоголюбова. Рабочий лист урока с текстами дополнительнойлитературы, заданиями и др. материалами. Рабочий лист урока с текстами дополнительнойлитературы, заданиями и др. материалами. Фрагмент видеофильма "Романовы. Венценосная семья". Фрагмент видеофильма "Романовы. Венценосная семья".
План урока Вводная часть Вводная часть Различие в значении понятий "мораль", "нравственность", "этика". Различие в значении понятий "мораль", "нравственность", "этика". Становление моральных норм в обществе. Становление моральных норм в обществе. Нравственные категории. Нравственные категории. "Золотое правило нравственности" и категорический императив И.Канта. "Золотое правило нравственности" и категорический императив И.Канта. Моральный выбор. Моральный выбор. Творческая работа в группах Творческая работа в группах Итог урока Итог урока
Вводная часть ( просмотр и обсуждение фрагмента из в/ф «Романовы. Венценосная семья»Г.Панфилова Чем в своей деятельности руководствовались сотрудники "дома особого назначения"? Почему некоторые из них все-таки отказались выполнять приказ ? Что означали слова Николая Второго "Господи, прости их, не ведают, что творят"?
Этимология основных понятий. ( работа с п.1 рабочего листа и стр.163 уч.пособия) Мораль – от латинских слов mores-нрав, moralis – нравственный. Мораль – от латинских слов mores-нрав, moralis – нравственный. Этика – от греческого ethos – нрав, ethika –нравственность. Этика – от греческого ethos – нрав, ethika –нравственность. Нрав ( по толковому словарю русского языка)- то же, что характер, а также обычай, уклад общественной жизни. Нрав ( по толковому словарю русского языка)- то же, что характер, а также обычай, уклад общественной жизни.
Различие в значении понятий Мораль – нормы, модель должного поведения. Мораль – нормы, модель должного поведения. Нравственность – реализация этой модели. Нравственность – реализация этой модели. Этика – наука о нормах и их реализации. Этика – наука о нормах и их реализации.
Становление моральных норм в обществе (беседа) Какие моральные нормы действуют в современном обществе? Какие моральные нормы действуют в современном обществе? Существуют ли различия в общепринятых правилах поведения у разных народов мира? Существуют ли различия в общепринятых правилах поведения у разных народов мира? Как различаются отношения между людьми в традиционном обществе и в индустриальном? Как различаются отношения между людьми в традиционном обществе и в индустриальном? С чем связано формирование моральных норм? С чем связано формирование моральных норм?
Нравственные категории. ( работа с п.2 рабочего листа) От греч. Kathegoria- признак - фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения в области реализации моральных норм. От греч. Kathegoria- признак - фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения в области реализации моральных норм. например: Скромность, грубость, жадность, трусость, аккуратность, любовь, предательство, глупость например: Скромность, грубость, жадность, трусость, аккуратность, любовь, предательство, глупость Задание: Подобрать парные противоположные категории к данным понятиям, записать в тетради в форме таблицы Задание: Подобрать парные противоположные категории к данным понятиям, записать в тетради в форме таблицы
"Золотое правило нравственности" и категорический императив И.Канта. Иммануил Кант (1724, Кенигсберг, ныне Калининград-1804, там же) Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии, автор трудов "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения".
Правило общечеловеческой морали Категорический императив Канта: "…поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом." "..поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству". Категорический императив Канта: "…поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом." "..поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству". Заповедь Иисуса Христа: «Возлюби ближнего своего как самого себя» Задание: Сопоставить и вывести правило общечеловеческой морали.
Моральный выбор (работа с текстом А.Титаренко, п.4 рабочего листа) От чего зависит то, какими принципами в своей деятельности руководствуется та или иная личность? От чего зависит то, какими принципами в своей деятельности руководствуется та или иная личность? Что такое моральный выбор? Что такое моральный выбор? В чем сущность системы моральных установлений, ориентаций и чувств? В чем сущность системы моральных установлений, ориентаций и чувств? Как эта система определяет поведение человека? Как эта система определяет поведение человека? Опираясь на знания по истории, назовите исторические личности, деятельность которых неразрывно связана с реализацией нравственных принципов. Опираясь на знания по истории, назовите исторические личности, деятельность которых неразрывно связана с реализацией нравственных принципов.
Диалог нравственных категорий ( работа в группах) Придумать и записать мини- диалог противоположных нравственных категорий(Любовь и Ненависть, Вежливость и Грубость и др.) Придумать и записать мини- диалог противоположных нравственных категорий(Любовь и Ненависть, Вежливость и Грубость и др.) Заслушать работы, дать коллективную оценку, выяснить, почему в том или ином случае состоялся именно такой "разговор". Заслушать работы, дать коллективную оценку, выяснить, почему в том или ином случае состоялся именно такой "разговор".
Заключительное слово То, что мы называем заимствованными из греческого и латинского языков словами "мораль" и "этика", состоит, вообще говоря, в правильном, в высоком смысле этого слова человеческом поведении. Каждого из нас должно занимать не только собственное благополучие, но и благо других, а также всего человечества. Будем надеяться - то, с чем вы познакомились на уроке, вы выберете в качестве ориентиров в своей будущей деятельности. То, что мы называем заимствованными из греческого и латинского языков словами "мораль" и "этика", состоит, вообще говоря, в правильном, в высоком смысле этого слова человеческом поведении. Каждого из нас должно занимать не только собственное благополучие, но и благо других, а также всего человечества. Будем надеяться - то, с чем вы познакомились на уроке, вы выберете в качестве ориентиров в своей будущей деятельности.