Раннее развитие художественных способностей у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности
Основные подходы к развитию художественно-творческих способностей Академическое обучение Свободное воспитание Целенаправленное руководство творческим развитием детей «Уроки созерцания» - Япония (развитие восприятия) Я.А. Коменский, Ф. Фребель, И.Г. Песталоцци Германия, Англия, Италия (от Древней Греции до классицизма) А.Б. Бакушинский, К.Н. Венцель, Л.Г. Оршанский, Ф.И. Шмит – теория биогенетизма, Американская школа- арт-терапия, свободное воспитание.
Трамплин для развития творческого мышления Изобразительное творчество создаёт атмосферу творческого поиска учит нестандартному подходу превращает творчество в потребность Внутренняя мотивация гармонизирует личность ребёнка учит технологии достижений вселяет уверенность в собственных силах Знания и умения раскрывают возможности развивают многофункциональность Эмоциональный опыт обогащает эмоциональное восприятие развивает внутренний мир ребёнка
Взгляды исследователей на проблему детского творчества и рисунка (вторая половина 20-х годов – конец XX в. Россия) Исследователь и название работы Основные положения Р.Мюллер «Каракули дошкольника и рисование» Необходимо создавать условия для овладения детьми комплекса знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать в самостоятельной творческой деятельности. В основу комплекса должны быть положены изобразительные умения и способность наблюдать, сопереживать увиденному Е.А. Флёрина «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста» Настоящее творчество начинается только в старшем дошкольном возрасте, поскольку в раннем возрасте (2-4 года) процесс элементарного преобразования не может считаться творческим, т.к. не строится на замысле ребёнка. Однако комбинирование форм, первичное возникновение образа (начало работы воображения) важны для дальнейшего формирования сознательного творчества. Н.П. Сакулина «Рисование в дошкольном детстве» Детское изобразительное творчество – это способность к изображению, т.е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, выражающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала. Т.С. Комарова «Дети в мире творчества» Детское изобразительное творчество – это процесс создания субъективного (значимого прежде всего для ребёнка) нового продукта, придумывание новых деталей, проявление инициативы во всём, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движения. Т.Г. Казакова «Изобразительная деятельность дошкольников» Детское изобразительное творчество – это деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.
обучение грамотному использованию разнообразных инструментов и средств художественной выразительности организация предметно-развивающей среды обогащение духовной жизни детей создание ситуации успеха развитие творческих способностей педагога формирование у родителей понимания важности развития творческих способностей детей Условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Этапы развития творческой деятельности Свободная творческая деятельность детей Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность воспитателя и детей
Предметно-развивающая среда УСЛОВИЯ ОФОРМЛЕНИЯ УГОЛКОВ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : Расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, подвижность Использование детского дизайна в оформлении. Наличие произведений искусства. Соблюдение возрастных требований. Изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность. Оборудование для рисования, лепки, аппликации.
обучение грамотному использованию разнообразных инструментов и средств художественной выразительности организация предметно-развивающей среды обогащение духовной жизни детей создание ситуации успеха развитие творческих способностей педагога формирование у родителей понимания важности развития творческих способностей детей Условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста
дополнение изображений; составление картин из заданных элементов; рисование фантастических животных, растений; трансформация знакомых предметов в новый образ и т.д. Упражнения на развитие творческих способностей
Благодарю за внимание!