Методическая разработка Метод проектов (в помощь учителю)
План Что такое «метод проектов» Причины распространения метода проектов На что направлен метод проектов Требования к использованию метода проектов Общие подходы к структурированию проекта Этапы выполнения проекта
Что такое «метод проектов»
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков
Метод проектов – технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути
Основной тезис метода проектов Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить.
Причины распространения метода проектов
необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;
Направленность «метода проектов»
- развитие познавательных навыков учащихся; - развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; - развитие умений ориентироваться в информационном пространстве; - развитие критического мышления.
Требования к использованию метода проектов
; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
По количеству участников: Индивидуальные ; Парные (между парами участников); Групповые (между группами участников).
По продолжительности выполнения: Краткосрочные (несколько уроков); Среднесрочные (от недели до месяца); Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Общие подходы к структурированию проекта
Учитель выбирает тему проекта, его тип, количество участников учитель продумывает возможные варианты проблем, но проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (мозговая атака) распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений самостоятельная работа участников по своим исследовательским, творческим задачам под контролем учителя или его доверенного лица промежуточные обсуждения полученных данных в группах(на уроке или вне его) под контролем учителя или его доверенного лица подготовка к защите, оппонированию коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы
Этапы выполнения проекта
Выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования выдвижение гипотез их решения обсуждение методов исследования продумывание хода деятельности и распределение обязанностей сбор, систематизация и анализ полученных данных подведение итогов, оформление результатов выводы, выдвижение новых проблем исследования; анализ успехов и ошибок (рефлексия)