В ОЛЖСКАЯ Н.Ю. – УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ЛИЦЕЯ 1571 Г.М ОСКВЫ
ВИДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Лабораторные опыты (школьные и домашние) Практические работы (в лицее, РХТУ, Политехническом музее) Экскурсии Демонстрация визуальных технических средств обучения Проектные работы
9 Класс Задание С 3 Проверяемые элементы содержания Химические свойства простых веществ; Химические свойства сложных веществ; Качественные реакции на ионы в растворе (Cl -, SO 4 2-, CO 3 2-, NH 4 + ); Получение газообразных веществ; Качественные реакции на газообразные вещества (O 2, H 2, CO 2, NH 3 ).
Экспериментальные задачи по распознаванию и получению неорганических веществ Задача 1. Качественные реакции. Докажите опытным путём, что: а) в состав хлорида аммония входят ионы аммония и хлорид- ионы, б) в состав сульфата аммония входят ионы аммония и сульфат-ионы. Задача2. Осуществление цепочки химических превращений CuSO 4 Cu(OH) 2 CuO CuCl 2
Задача 3. Получение гидроксидов железа, взаимодействие их с кислотами. Задача 4. Получение гидроксида цинка, доказательство его амфотерности
Самостоятельная работа 1: Инструкция: проанализируйте фрагменты текста задания, составьте соответствующие уравнения: 1.К голубому раствору соли прилили раствор щелочи. Наблюдали образование голубого осадка.(1) К первоначальному раствору добавили раствор хлорида бария. Получили белый осадок, нерастворимый в соляной кислоте.(2) 1.___________________ 2.___________________ 1.В желтый (светло-коричневый) раствор соли добавили раствор гидроксида натрия. Выпал коричневый осадок. (1) При приливании раствора нитрата серебра в исходный раствор выпал белый осадок. (2) 1.___________________ 2.___________________
Демонстрационные опыты: поведение веществ при нагревании. Опыт 1. Прокаливание хлорида аммония и карбоната аммония. Опыт 2. Получение и разложение гидроксида меди (II) Опыт 3. Сжигание серы и фосфора над водой.
Самостоятельная работа 2: Инструкция: проанализируйте фрагменты текста задания, составьте соответствующие уравнения : Фрагмент текста заданияЧасть текста, уравнение реакции «Белые кристаллы при нагревании исчезают…» Хлорид аммония:_______________________ Карбонат аммония:_______________________ «Вещество прокалили на воздухе» Разложение: СаСО 3 = Fe(OH) 3 = CuCO 3 = Cu (OH) 2 = «Вещество нагревали (сжигали) на воздухе»… Простое: Сжигание: желтое простое вещество сожгли ___________________________ Черное простое вещество сожгли, получили газ, вызывающий помутнение известковой воды _________________________________
Учебный проект «Углекислый газ»
Проектная работа «Получение металлов в лаборатории» - получение ванадия
«Золотые уравнения» С Углерод С + Fe 3 O 4 = С + CaSO 4 = t = С + Н 2 О = 1000C = С + НNO 3 (конц.) = С + H 2 SO 4 (конц.) = СаС 2 + Н 2 О = А1 4 C 3 + H 2 O = СО 2 (изб.) + Са(ОН) 2 = CO 2 + Са(ОН 2 (изб.) = СО 2 (изб.) + КОН = K 2 CO 3 + Н 2 О + СО 2 = К 2 СО 3 + НСl = Гидролиз Nа 2 СО 3 Са(НСО 3 ) 2 = t = NaHCO 3 = t =
«Золотые уравнения» N Азот N 2 + H 2 = t P(кат) = N 2 + O 2 = t = NH 3 + O 2 = t = NH 3 + О 2 = t Pt = Ca 3 N 2 + H 2 O = NH 4 Cl + Ca(OH) 2 = t = NН 3 (изб.) + H 2 SO 4 = NH 3 + H 2 SO 4(koнц.) = NO 2 +O 2 +H 2 O= NaNO 3(кр) +H 2 SO 4(конц) = HNО 3(разб.) + Zn = HNO 3 +Al= HNO 3 + Fe = HNO 3 (кoнц.) + Cu = HNО 3 (конц.) + С = HNО 3 (конц.) + P = HNO 3 (конц.) + S = разложение NH 4 NO 3 = t = NH 4 Cl = t = NH 4 NO 2 = t = NaNO 3 = t =
Составители тестов: использовать практический опыт школьников 9 ГИА А13. Верны ли следующие суждения: А. Мерным цилиндром можно измерить объем любого газа. 11 класс ЕГЭ А28 Верно ли суждение: А. Щелочь лучше растворять в стеклянной, а не фарфоровой посуде.
Спасибо! Успехов!