Хозяйственно-бытовой труд. Обучение воспитанников Таремского санаторного детского дома работе с бытовой техникой.
Как помочь ребенку, оставшемуся без родительской заботы и внимания, овладеть бытовой техникой. В мире слов разнообразных что блестят горят и жгут золотых,стальных, алмазных Нет священней слова труд. Брюсов Мы хорошо знаем насколько веселее и счастливее живут люди,которые много умеют делать, у которых всё удаётся и спориться,которые не теряются ни при каких обстоятельствах. Макаренко
Актуальность Домашний труд в жизни каждого человека и общества имеет определяющее значение. От того как человек относиться к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания особенно детей детских домов. 21 век – век прогресса и техники. Выйдя во взрослую жизнь,наши дети должны уметь и знать многое,чтобы не затеряться в этой нелегкой жизни.
В нашей семье «Улыбка» живут семь ребят- -дети, оставшиеся без попечения родителей: 1 ребенок дошкольник; 1 ребенок учащийся техникума; 1 ребенок учащийся общеобразовательной школы; 2 ребенка учащиеся специальной (коррекционной) школы 8 вида- 2 из них - на домашнем обучении. 4 ребёнка-инвалида.
Цель: обучение воспитанников работе с бытовой техникой с целью формирования навыков ведения домашнего хозяйства. ЗАДАЧИ: 1). Воспитывать у детей желание овладеть бытовой техникой,используя её в домашнем хозяйстве. 2 ).Уметь пользоваться инструкцией к применению и ухода за приборами,соблюдая технику безопасности. Учить запоминать название электротехники. 3). Учить работать вместе,обучая младших детей. 4). Продолжать формировать у воспитанников трудовое сознание и трудовую культуру в рамках процесса подготовки их к самостоятельной жизни.
Модель педагогического процесса по обучению работе с бытовой техникой. Цель Задачи Формирование навыков ведения домашнего хозяйства. Воспитывать желание овладевать электротехникой используя её в быту. Освоение техники безопасности при работе с приборами. Работать сообща,обучая других этой работе. Развивать трудовые способности,проявляя свое творчество. Система педагогиче ского взаимодей ствия. Организованное обучение. Совместная деятельность взрослого и ребенка. Самостоятельная деятельность детей.
Алгоритм обучения воспитанников работе с бытовой техникой 1. Беседа о правилах безопасного использования домашней технике. 2. Показ прибора бытовой техники и рассказ о его назначении.
3. Инструктаж по безопасному использованию изучаемого электроприбора. 4. Знакомство с названием частей и деталей изучаемого электроприбора.
5. Изучение инструкции по применению конкретного электроприбора и ознакомление с правилами ухода за ним.
6. Совместная работа воспитателя и ребенка по использованию изучаемого электроприбора. 7.Работа ребенка с изучаемым электроприбором при косвенной помощи педагога.
8. Самостоятельная работа ребёнка с изучаемым электроприбором. 9. Оказание старшим ребенком помощи воспитателю при обучении домашнему труду младших ребят.
Как мы работаем и что делаем в этом направлении Организуем занятия-наблюдения. Организуем занятия-наблюдения. Педагог должен помнить, что многое зависит от его собственного отношения к труду. Педагог должен помнить, что многое зависит от его собственного отношения к труду.
Вызываем интерес к получаемому результату при использованием бытовой техники. Вызываем интерес к получаемому результату при использованием бытовой техники. Организуем игры-практические занятия с использованием бытовой техники. Организуем игры-практические занятия с использованием бытовой техники.
Организуем труд ребят с использованием бытовой техники в домашнем хозяйстве. Организуем труд ребят с использованием бытовой техники в домашнем хозяйстве.
Используем пословицы и поговорки, афоризмы о труде Используем пословицы и поговорки, афоризмы о труде «Учись с молоду, под старость не будешь знать голоду». «Учись с молоду, под старость не будешь знать голоду». «Всякий вид работы приятен чем покой». «Всякий вид работы приятен чем покой». Сократ Сократ «Труд есть жизнь человека». «Труд есть жизнь человека». Декарт Декарт Изучаем с детьми литературу о вкусной и здоровой пищи Изучаем с детьми литературу о вкусной и здоровой пищи
Проводим конкурсы, КВН, выставки детских творческих работ, выполненных с использованием бытовой техники Проводим конкурсы, КВН, выставки детских творческих работ, выполненных с использованием бытовой техники
Организуем досуг «К нам идут гости» Организуем досуг «К нам идут гости» Чисто в доме уберём… Вкусный торт мы испечем… Себя в порядок приведём… Друзей в гости позовём!
Диагностика трудовых навыков: чему мы научились… Сможем сок мы выжимать, гладить, чистить и стирать.
Результаты диагностика уровня сформированности навыков работы с бытовой техникой (2008/2009 уч. г.)воспитанники семьи «Улыбка». В- высокий С- средний Н- низкий В- высокий С- средний Н- низкий 1 полугодие 2 полугодие 2 полугодие Название техники Правила пользования ДеталичастиНазначение Уход за техникой Ира Р. Ира Р. В В С В С С С В С С В В Наташа Д. В ВС В С С ВС В В В Оля К. С В С СС СС ВС В Алёша Б. Алёша Б. Н СН СН СС ВС В Сережа Т. Сережа Т.С СС СН СС ВС В Алексей Б. Н СН СС СС ВС В Данила Б. Н СН СН СН СН С
Диаграмма уровня сформированности навыков работы с бытовой техникой. 2007/2008 учебный год 2007/2008 учебный год 2008/2009 учебный год 2008/2009 учебный год