Основная образовательная программа школы как инструмент введения ФГОС Рогозина Т.В., доцент кафедры управления и экономики в образовании ЛОИРО, к.п.н. апрель 2013
Нормативные основы создания основной образовательной программы школы
Нормативные основы проектирования и реализации образовательной программы школы (Федеральный уровень) Закон РФ «Об образовании» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Федеральные государственные образовательные стандарты
Образовательная программа в контексте нового Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» Образование - общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности; Образовательная деятельность - целенаправленные последовательные действия, осуществляемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) с целью реализации образовательных программ, программ профессионального обучения, а также предоставлению дополнительных образовательных услуг; Образовательная программа - комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно- педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности; Образовательный процесс - педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу (оказывающим образовательные услуги).
Образовательная программа в контексте нового Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» Основная образовательная программа образовательной организации - утвержденная в установленном порядке учебно-методическая документация, определяющая на основе федерального государственного образовательного стандарта основные характеристики и организационно- педагогические условия получения образования определенного уровня в этой образовательной организации с учетом ее вида (категории) и особенностей деятельности.
Ст. 9 п.1 Закона РФ «Об образовании» (309-ФЗ от ) Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
Ст. 9 п.1 Закона РФ «Об образовании» (309-ФЗ от ) Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
с. 14 п.5, ст. 32 п.6,7 Закон РФ «Об образовании» Ст. 14 (5) «Содержание образование в конкретном ОУ определяется основной образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим ОУ самостоятельно. ООП разрабатывается на основе соответствующих примерных ООП…» Ст.32 (6,7) К компетенции образовательного учреждения относятся:«Разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов»; «Разработка и утверждение рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин…»
Статья 18. Образовательные программы 1. Образовательные программы определяют содержание образования соответствующих уровня и (или) направленности. Реализация образовательных программ осуществляется в целях обеспечения возможности непрерывного образования, общего и профессионального развития человека в течение всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями. 2. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В имеющих государственную аккредитацию организациях, осуществляющих образовательную деятельность, образовательные программы разрабатываются на основе соответствующих федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами (при их наличии), если иное не установлено законодательством об образовании. 3. К основным образовательным программам относятся образовательные программы, разработанные по уровню образования, профессии, направлению подготовки или специальности, по которым устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты. В системе образования Российской Федерации реализуются основные общеобразовательные и основные профессиональные образовательные программы. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 18. Образовательные программы 4. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения основных профессиональных образовательных программ и программ профессиональной подготовки. 5. К основным общеобразовательным относятся образовательные программы: 1) дошкольного образования; 2) общего образования (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования). Основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 63. Общие требования к организации образовательного процесса 1. Организация образовательного процесса регламентируется образовательной программой, а также учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, которые разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. 2. В учебном плане содержание образовательной программы распределяется по учебным курсам, предметам, дисциплинам, модулям, видам учебной деятельности и по периодам обучения. В случае реализации образовательной программы совместно несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, ими составляется общий учебный план, в котором дополнительно указывается распределение учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей по месту освоения (реализующим их организациям).
Статья 63. Общие требования к организации образовательного процесса 3. Расписание занятий формируется с учетом формы обучения, основных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой, и включает в себя аудиторные и иные формы занятий, проводимые педагогическим работником с обучающимися. Форма занятий определяется в соответствии с учебным планом, используемыми образовательными технологиями и методами обучения, исходя из необходимости обеспечения эффективного освоения соответствующих учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей. Занятия могут проводиться в групповой или индивидуальной форме. При обучении по индивидуальному учебному плану для обучающегося составляется индивидуальное расписание занятий. В расписание занятий не включаются учебные курсы, предметы, дисциплины, модули, которые осваиваются обучающимся с использованием дистанционных образовательных технологий без участия педагогического работника (самостоятельно). 4. Органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования, и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и годовой календарный учебный график организации, осуществляющей образовательную деятельность, после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 63. Общие требования к организации образовательного процесса 9. Системы оценивания, периодичность и правила проведения промежуточной аттестации обучающихся в образовательном процессе определяются и закрепляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в уставе организации, осуществляющей образовательную деятельность. Форма и порядок текущего контроля успеваемости обучающихся определяются педагогическими работниками самостоятельно. 10. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, имеющая государственную аккредитацию, ведет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 11. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, со сведениями об успеваемости обучающихся и результатами их промежуточной аттестации.
Статья 65. Сетевые формы реализации и освоения образовательных программ 3. Допускаются следующие сетевые формы реализации образовательных программ: 1) совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры и спорта и иных организаций; 2) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, участвующих в сетевом взаимодействии. 4. Сетевые формы реализации образовательных программ осуществляются по соглашению организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или по решению органов власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения. Инициаторами организации соответствующей деятельности могут выступать также обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.
Примерная основная образовательная программа школы Примерная образовательная программа - учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования, структурированные по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), соответствующие требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы. Примерные образовательные программы, примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей имеют для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, рекомендательный характер. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
На основе примерной основной образовательной программы основного общего образования разрабатывается основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011.
Примерная основная образовательная программа школы Цель примерной ООП – помочь педагогическим коллективам разработать свою основную образовательную программу основного общего образования. Способ работы с текстом примерной программы – выбор. Основания для выбора – анализ достижений и проблем школы.
Оптимальное видение – это нечто среднее между утопией и реальностью, точнее тем, что хотелось и что можно осуществить. Клаус Кобьёл. Мотивация в стиле экшн
Основные характеристики нового стандарта, их отражение в ООП Новый формат стандарта (рамочный документ, нормативный документ непрямого действия ); Стандарт как общественный договор; Новое содержание стандарта (совокупность требований); Системно-деятельностный подход (обеспечение соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям); Ориентация на результаты; Расширение функций и пользователей стандарта.
Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011.
Государственные образовательные стандарты Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки Максимально допустимая нагрузка Требования к результатам освоения Требования к условиям реализации Требования к структуре основных образовательных программ. Закон 1992 г. Закон 2007г.
Фундаментальное ядро Фундаментальное ядро содержания общего образования базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Его основное назначение в системе нормативного сопровождения стандартов определить: 1)систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; 2)состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебных действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования. Для реализации этих функций в Фундаментальном ядре содержания общего образования фиксируются: -основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры; -универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.
ФГОС и ООП Основная образовательная программа школы - практико-ориентированный документ, представляющий собой основной «инструмент» реализации ФГОС в новой российской школе. Все компоненты Программы должны быть согласованы с базовыми принципами ФГОС и обеспечивать достижение школой нового – актуального качества образования в условиях полноценного диалога всех участников образовательного процесса: семьи, государства, общества, бизнеса.
ФГОС и ООП Проблема создания основной образовательной программы школы напрямую связана с процессом внедрения новых стандартов школьного образования. Принятые в качестве главного нормативного документа, обеспечивающего модернизацию школьного образования, ФГОС представляет собой, по сути дела, долгосрочную (10-12 лет) программу перехода российской школы к новой модели функционирования. В основе этой модели – институциональные (т.е. системные, закреплённые нормативно и на практике) изменения всех сторон деятельности школы. Эти изменения затрагивают: миссию школы и реализуемые в ней новые цели общего образования; содержание образования в плане не только его «объёма», структуры понятий, изучаемых предметов (предметных областей), знаний и уровней компетентности учащихся на всех ступенях общего образования; условия осуществления образовательной деятельности: от материально- технических и санитарно-гигиенических, с одной стороны, до учебно- методических, кадровых и тех, которые принято определять как «уклад» жизни школы.
Технологии разработки образовательной программы школы Составление документа Адрес – управленческая структура. Составитель –«грамотный завуч» или «человек со стороны». Источниковая база – внешние требования к документу. Способ определения основных положений программы – соответствие принятым нормам. Продолжительность работы по созданию программы – 1-2 недели. Переговорный процесс Адрес – участники образовательного процесса. Составитель – проблемная группа. Источниковая база – анализ достижений и нерешенных проблем. Способ определения основных положений программы – согласование позиций учителей и учащихся, учителей и администрации, школы и семьи. Продолжительность работы по созданию программы – 1 год.
Стандарт как совокупность требований К результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход К структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) предусмотрена интеграция учебной и внеучебной деятельности К условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)
Изменения в современном образовательном процессе Образовательный процесс как процесс взаимодействия разных процессов Образовательный процесс в школе включает в себя: процессы обучения по отдельным предметам, циклам предметов, областям знаний, по классам, по параллелям, по ступеням школы, процессы обучения и воспитания различных категорий учащихся, соотношение процессов обучения и внеучебной воспитательной работы и другие. Управление школой. Ключевые слова. Словарь- справочник руководителя школы. Избранные статьи / Под редакцией А.М.Моисеева, А.А.Хасана - М; Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2002.
Изменения в современном образовательном процессе Структура современного образовательного процесса Если образовательный процесс в школе рассматривать как совокупность процессов освоения социального опыта, отличающихся объектами познания, то в структуре образовательного процесса можно выделить следующие компоненты: учебный процесс (изучение социального опыта, представленного в содержании учебных предметов); дополнительное образование (освоение различных видов социально значимой деятельности); социально-творческая (общественная) деятельность (объектом познания является собственная творческая деятельность учащихся); самообразование (объектом познания являются изучаемый социальный опыт и собственный опыт учащихся по самостоятельному решению познавательных проблем). Перечисленные виды деятельности становятся компонентами образовательного процесса, если они направлены на достижение общей цели. В условиях школы ориентация на общие цели возможна, если результаты самообразования, социально-творческой деятельности, дополнительного образования будут востребованы в учебном процессе. Таким образом, первая задача управления образовательным процессом заключается в обеспечении взаимосвязи всех компонентов данного процесса. Лебедев О.Е. Каким быть управлению образовательным процессов в «Нашей новой школе? // Народное образование,
Требования к структуре ООП (начальное общее образование) первый вариант Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы: ·пояснительную записку; ·планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; ·учебный план образовательного учреждения; ·программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; ·программы отдельных учебных предметов, курсов; ·программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; ·программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; ·программу коррекционной работы; ·систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внимание! Изменения в стандарте начального общего образования! (Приказ Минобрнауки России 2357 от 22 сентября 2011 года)
Требования к структуре ООП (начальное общее образование). Действующий вариант (необходимо внесение изменений в программу к ) Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы: Целевой – общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижений этих целей и результатов. пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Содержательный - общее содержание начального общего образования: образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу формирования универсальных учебных действий на ступени начального основного образования, программы отдельных учебных предметов, курсов, и курсов внеурочной деятельности; программу духовно-нравственного развития и воспитания учащихся воспитания на ступени начального основного образования; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы. Организационный (общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов основной образовательной программы.: учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Требования к структуре ООП (основное общее образование) Компоненты: Целевой - пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержательный - общее содержание основного общего образования: образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы ( разрабатывается при наличии в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья). Организационный (общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.: учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Требования к структуре ООП (среднее (полное) общее образование) Компоненты: Целевой - пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; Содержательный - общее содержание среднего (полного) общего образования: программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития у обучающихся универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно- исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов; программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социальная деятельность и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; программу работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Организационный - общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.: учебный план среднего (полного) общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Требования к структуре ООП (основное общее образование) Целевой компонент: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка Цели реализации основной образовательной программы ступени общего образования; Задачи реализации основной образовательной программы ступени общего образования; Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы; Психолого-педагогические особенности развития детей на данной ступени;
Пояснительная записка также может включать: Кому и для чего нужна образовательная программа школа (администрации, учителям, учащимся, родителям…). Правовая основа разработки ОПШ. Кто обсуждал, утверждал, вносил изменения в текст программы? Кто рецензирует? Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы. Состав участников образовательного процесса. Структура программы (если нет оглавления). Особенности школы (Педагогическая позиция, принципы, миссия, кредо; культурная среда, традиции, нормы, условия для успешной образовательной деятельности учащихся; динамика/стабильность образовательных результатов; признание школы в профессиональной среде). Особенности состава учащихся (Здоровье, социальный портрет, гендерный состав, стартовые возможности (уровень подготовленности к обучению в школе), культурный опыт, состав семей, в том числе, этно-конфессиональный, условия для домашней работы, отношение детей к образованию, школе, учителям; взаимоотношения в детской среде, дополнительные возможности и трудности исходя из особенностей контингента).
Система планируемых результатов Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.
Уровни описания планируемых результатов 1.Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета. 2.Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. 3.Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы).
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала (пример) Формирование ИКТ-компетентности обучающихся Создание графических объектов Выпускник научится: создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами; создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические; создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета (пример) Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Обществознание», «География», «История», «Математика». Выпускник получит возможность научиться: создавать мультипликационные фильмы; создавать виртуальные модели трёхмерных объектов.
Проектирование и реализация системы достижения планируемых результатов К компетенции образовательного учреждения относится проектирование и реализация системы достижения планируемых результатов. На основе итоговых планируемых результатов, разработанных на федеральном уровне, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает: 1) систему тематических планируемых результатов освоения учебных программ; 2)программу формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ. Оба эти документа включаются в образовательную программу образовательного учреждения в виде приложений.
Система достижения планируемых результатов Система тематических планируемых результатов освоения учебных программ содержит перечни планируемых результатов по всем изучаемым курсам, предметам, учебным модулям с учётом логики развёртывания учебного процесса во временнóй перспективе. Разработка предполагает адаптацию итоговых планируемых результатов освоения учебных программ применительно к выделенным в учебных программах или учебно-методических пособиях этапам учебного процесса. Программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ включает описание содержания и организации работы по формированию: универсальных учебных действий; ИКТ-компетентности учащихся; основ учебно-исследовательской и проектной деятельности; стратегий смыслового чтения и работы с информацией. Содержание документа строится с учётом оснащённости образовательного учреждения, возможного вклада каждого педагога, работающего в данной параллели, и отражает логику развёртывания образовательного процесса во временнóй перспективе.
Особенности разработки программы формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ Разработка документа предполагает адаптацию итоговых планируемых результатов освоения междисциплинарных программ применительно к: 1) этапам образовательного процесса, выделенным образовательным учреждением (например, на конец 6 и 9 классов, или на конец 6, 8 и 9 классов, или ежегодно); 2) возможностям различных видов образовательной деятельности и каждого педагога с отражением вклада в формирование этой группы планируемых результатов: отдельных учебных предметов (включая факультативы и предметы, вводимые школой); внеурочной деятельности; системы воспитательной работы; системы психолого-педагогической поддержки; системы дополнительного образования. Этапы могут быть выделены на основе возрастных особенностей обучающихся, на основе специфики образовательного процесса в данном учреждении или иных основаниях.
Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся Система оценивания
Глава 7. Общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ Статья 63. Общие требования к организации образовательного процесса 9. Системы оценивания, периодичность и правила проведения промежуточной аттестации обучающихся в образовательном процессе определяются и закрепляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в уставе организации, осуществляющей образовательную деятельность. Форма и порядок текущего контроля успеваемости обучающихся определяются педагогическими работниками самостоятельно. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации» (2012)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания : государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, оценки проектной деятельности обучающихся.
Общие принципы новой системы оценивания Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Оценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса – за счет выбора процедур, форм, содержания оценочной деятельности
Требования к структуре ООП (основное общее образование) Содержательный компонент: программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, основы смыслового чтения и работы с текстом; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающая такие направления, как духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы (разрабатывается при наличии в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья).
Требования к программе развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
Особенности программы Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности. Целью программы развития универсальных учебных действий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию. Программа реализует идею динамического перехода от начальной школы («учить ученика учиться») к основной школе («учить ученика учиться в общении»).
Типы задач, направленные на развитие УУД Личностные универсальные учебные действия: на личностное самоопределение; на развитие Я-концепции; на смыслообразование; на мотивацию; на нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные универсальные учебные действия: на учёт позиции партнёра; на организацию и осуществление сотрудничества; на передачу информации и отображению предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры; групповые игры.
Типы задач, направленные на развитие УУД Познавательные универсальные учебные действия: задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач; задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание; задачи и проекты на проведение эмпирического исследования; задачи и проекты на проведение теоретического исследования; задачи на смысловое чтение. Регулятивные универсальные учебные действия: на планирование; на рефлексию; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на оценивание; на принятие решения; на самоконтроль; на коррекцию.
Особенности реализации программы на разных предметах Распределение материала и типовых задач по различным предметам не является жёстким, начальное освоение одних и тех же универсальных учебных действий и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам. Распределение типовых задач внутри предмета должно быть направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих действий. При этом особенно важно учитывать, что достижение цели развития УУД в основной школе не является уделом отдельных предметов, а становится обязательным для всех без исключения учебных курсов как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В школе необходим механизм разделения результатов и согласования педагогами способов их достижения. Таким инструментом могут стать методические объединения учителей, работающих в одной параллели, одном классе (см. статью Т.В. Рогозиной).
Программы отдельных учебных предметов, курсов
Примерные программы по учебным предметам В разделе примерной основной образовательной программы основного общего образования приводится основное содержание курсов по всем обязательным предметам на ступени основного общего образования (за исключением родного языка и родной литературы), которое должно быть в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов, курсов. Полное изложение примерных программ учебных предметов, курсов, предусмотренных к изучению на ступени основного общего образования, в соответствии со структурой, установленной в Стандарте, приведено в пособиях «Примерные программы по учебным предметам» по каждому предмету, изучаемому на ступени основного общего образования.
Идея адаптивной школы: школа должна использовать прохождение программ по предметам для наиболее полного решения возрастных задач обучающихся (не ученик для школы, а школа для ученика). Примерная программа по предмету – рамка для деятельности учителя и учеников. Учитель может адаптировать примерную программу по предмету к особенностям школы, школьников, условий для образовательного процесса. Рабочая программа формируется на основе примерной учебной программы и соответствующего ей учебно-методической комплекта и рассматривается одним из структурных подразделений образовательного учреждения: рабочей группой, экспертным советом, методическим объединением (советом), кафедрой и т.п., а затем может утверждаться руководителем образовательного учреждения. Причины необходимости создания рабочих программ учебных предметов, курсов
Рабочая программа разрабатывается учителем и отражает особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе конкретного образовательного учреждения. Рабочая программа - индивидуальный творческий документ учителя, четко структурированный, логичный, педагогически выверенный инструмент планирования деятельности. Рабочая программа отражает индивидуальность учителя: его опыт, находки, стиль мышления и т.п. Поэтому даже форма составления документа может быть разной в каждом отдельном случае ориентированной на оптимальный для этого учителя алгоритм работы с нею. Рабочая программа одного педагога может и должна отличаться от аналогичного документа другого учителя, даже если они работают по одному комплекту в одном образовательном учреждении. Конечно, эти отличия будут не слишком велики по объему, но самое важное здесь чтобы учитель видел и учитывал уже на стадии общей стратегии того или иного предметного курса индивидуальный, уникальный характер его реализации именно в этом классе, с этими учащимися. Особенности создания рабочих программ
Место рабочей программы в ряду документов, регламентирующих деятельность школы в период перехода на ФГОС ФГОС Примерная основная образовательная Образовательная программа школы программа ступени школы Примерные программы Рабочие программы по учебным предметам, курсам
Составление рабочих программ Рабочие программы по учебным предметам (курсам) могут быть составлены педагогами образовательного учреждения на основе а) примерных программ по отдельным учебным предметам (курсам) начального и основного общего образования; б) авторских учебных программ по предметам (к учебникам в составе УМК); в) примерных программ по отдельным учебным предметам (курсам) начального и основного общего образования и материалам авторского учебно- методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских рабочих программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне). Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения. Рекомендации об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в учебном году
Составление рабочих программ Кроме этого, на основании рекомендаций Федерального Координационного совета при Министерства образования и науки (см. выписку из протокола заседания от ) рабочая авторская программа к УМК может использоваться как рабочая программа учителя, если: - у автора выдержаны требования к структуре данной программы и - это решение зафиксировано в локальном акте школы - Положении о рабочей программе школы. Рекомендации об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в учебном году
Структура рабочей программы Структура программы по учебному предмету (курсу) начального и основного общего образования определена ФГОС основного общего образования (см. пункт ФГОС ООО) и включает в себя следующие разделы: 1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общая характеристика учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; Данная структура программы по учебному предмету (курсу) может быть использована при разработке рабочей программы учителя.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Общие положения Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Цели и задачи реализации программы Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются задачи в следующих областях: в области формирования личностной культуры: в области формирования социальной культуры: в области формирования семейной культуры: Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся для более полного достижения цели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (национального воспитательного идеала) с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
Основное содержание воспитания и социализации обучающихся Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание социальной ответственности и компетентности. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание). В рамках данного содержания в программе раскрыты виды деятельности и формы занятий с обучающимися (через организацию конкретной деятельности).
Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся Ролевые игры Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности. Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами общественной деятельности. Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами трудовой деятельности.
Требования к структуре ООП (основное общее образование) Организационный компонент: учебный план среднего (полного) общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Примерный учебный план ступени общего образования Примерный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу основного общего образования (далее примерный учебный план), определяет общие рамки отбора содержания основного общего образования, разработки требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Примерный учебный план: фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности по классам и учебным годам.
Примерный учебный план ступени общего образования Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность. Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации). Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные; внеурочную деятельность.
Примерный учебный план ступени общего образования Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием самих обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов может быть организована в том числе с помощью дистанционного образования. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Примерный учебный план ступени общего образования Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать определённую примерным учебным планом максимальную учебную нагрузку. Продолжительность учебного года на второй ступени общего образования составляет 35 недель. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Продолжительность урока в основной школе составляет 45 минут.
Возможно изменение традиционных подходов к формированию учебного плана Одна из основных проблем связана с тем, что требования ФГОС НОО (системно-деятельностный подход, расширение внеурочных форм учебной деятельности, изменение системы оценивания, учет возрастных особенностей младших школьников с обеспечением насыщенной информационно-образовательной средой и т.п.) не укладываются в существующий формат образовательного процесса (формат линейного расписания учебных занятий, формат традиционной модели разработки учебного плана). Из доклада «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011 году» Москва, март 2012 года
Система условий реализации основной образовательной программы Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы ступени общего образования Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы ступени общего образования Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы ступени общего образования Материально-технические условия реализации основной образовательной программы ступени общего образования Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы ступени общего образования
Особенности требований к материально-техническим и информационным условиям (Кондаков А.М.) достижения требований к результатам достижения требований к результатам Усилены требования к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационной образовательной среде Усилены требования к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационной образовательной среде условия должны обеспечивать возможность выполнения новых СанПиН выполнения новых СанПиН ОУ должны иметь цифровые образовательные ресурсы, ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, технологии цифровые образовательные ресурсы, ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, технологии информационно- библиотечные центры с медиатекой информационно- библиотечные центры с медиатекой полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности Учебные кабинеты с АРМ учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности Учебные кабинеты с АРМ учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности Ориентиры, развитие : формирование ИКТ-компетентности, подготовка к профильному обучению, профориентация осуществления управления: взаимодействие, мониторинги, анализ, планирование осуществления управления: взаимодействие, мониторинги, анализ, планирование
Автоматизированное рабочее место педагога и обучающихся (А.М. Кондаков) Компьютер учителя с предустановленным программным обеспечением Документ-камера Многофункциональное устройство Ноутбук обучающегося с предустановленным программным обеспечением Цифровой фотоаппарат Тележка для перемещения, хранения и подзарядки ноутбуков, прочего оборудования Система тестирования качества знаний обучающихся Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога Проектор мультимедийный Доска интерактивная Закрытые наушники с микрофоном Специализированный мобильный программно-аппаратный комплекс обучающихся
78 Критерии готовности ОУ к введению стандарта -разработана и утверждена основная образовательная программа - нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ - приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников - определен список учебников и учебных пособий - определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС - осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС
Подведем итоги
Образовательная программа школы: новые возможности Образовательная программа школы - точка опоры для широких перемен в образовании
Образовательная программа школы: новые возможности Образовательная программа школы дает возможность школе научиться превращать вызовы и запросы в цели и задачи
Образовательная программа школы: новые возможности Образовательная программа школы – это программа образовательного процесса, в который включены разные процессы
Образовательная программа школы: новые возможности Образовательная программа дает возможность школе выработать свой внутренний профессиональный стандарт
Образовательная программа школы: новые возможности Образовательная программа школы как возможность согласовать деятельность педагогов школы
Образовательная программа школы: новые возможности Образовательная программа школы как основа для повышения квалификации педагогического коллектива
Образовательная программа школы: новые возможности Образовательная программа школы как рабочий документ для каждого дня
Самообразование по вопросам освоения идей и содержания ФГОС, разработки основной образовательной программы школы 1. Знакомство с текстом Стандарта, текстами Примерных образовательных программ, методическими рекомендациями. 2. Знакомство с документами в рамках Стандарта. 3. Просмотр видеолекций разработчиков Стандарта: 4. Новый ресурс для поддержки введения ФГОС в Ленинградской области : Ответы на вопросы о ФГОС
Спасибо за внимание!