ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Преемственность - это как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Преемственность ДОУ ШКОЛА Понятие о преемственности
Целью обеспечения преемственности в работе дошкольных учреждений и школы в плане формирования индивидуальности детей должно стать не только стремление к единству в содержании и методах обучения, а также одинаково положительное отношение к детям, глубокое понимание их потребностей, мотивов и особенности их поведения, развития, опора на них. Цель
На дошкольной ступени формировать: Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению. Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности. Развитие компетентности в сфере отношения к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста). Задачи
На ступени начальной школы формировать: Осознанное принятие здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; Готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.); Желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; Совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования). Задачи
Состояние здоровья и физическое развитие детей. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности. Умственные и нравственные способности учащихся. Сформированость их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками. Основания для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования:
Завышение требований к готовности ребенка к школьному обучению; Недостаточное использование игровой деятельности при переходе детей в школу. Недостаточное количество специалистов-психологов в образовательных учреждениях. Проблемы при обеспечении преемственности детского сада и школы:
Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности; Проведение профилактических мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.; Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей); Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе; Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе. Этапы осуществления преемственности между детским садом и школой:
Методическая работа Работа с детьми Работа с родителями Основные направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием
Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе. Психологическая готовность ребёнка к школе. Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе. Методическая работа осуществляется через проведение семинаров- практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:
Родительские собрания: о подготовке ребенка к школе; о развитии познавательных и творческих способностей; о выборе школы и школьных программ. Работа с родителями
Экскурсии в школу (посещение музеев, тренажёрных залов и спортивных, выставок, школьных библиотек, классных комнат); Проведение Дня открытых дверей (приглашение гостей из школы); Работа с детьми
Схема организационно-содержательных аспектов преемственных связей ДОУ со школой, семьей и другими социальными институтами Функционирование координационного совета по преемственности Педагогические советы, методические объединения, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов дополнительного образования и учителей-предметников с детьми- дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования) ДОУПсихологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей ШКОЛА Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы Проведение «дней выпускников» в ДОУ Совместное со школой комплектование 1-х классов их выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе Встречи родителей с будущими учителями Анкетирование, интервьюирование и тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка в период адаптации к школе Игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста
Формы преемственных связей Знакомство учителя с будущими учениками Совместное участие первоклассников и детей подготовительной группы в праздниках, развлечениях, играх-соревнованиях, эстафетах. Экскурсии дошкольников в школу Проведение «Дней выпускников» Организация совместных интегрированных уроков дошкольников с первоклассниками Посещение воспитателями и учителями начальных классов уроков и занятий друг у друга Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы Совместные совещания, педагогические советы, круглые столы с участием педагогов детского сада, родителей и учителей начальных классов.
Вывод Преемственность работы ДОУ и школы Ребенок Родители Педагоги: -Воспитатель -Учитель - Психолог
Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Д. Б. Эльконин
Спасибо за внимание!