Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ
Задачи - Реализовать п и 7.17 ФГОС
Задачи Выполнение критериальных показателей – п. 5 для определения вида образовательного учреждения; Формирование отчета о самоообследовании вуза (модуля по показателям деятельности вуза)
Реализация п.7.3. ФГОС ВПО
Содержание показателя Наличие результатов методической деятельности по основным образовательным программа в виде: учебников, учебных пособий; методических, педагогических школ; повышения квалификации научно- педагогических работников по профилю реализуемых УГС.
Методическая школа Методическая школа – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение учебного процесса учебно-методической документацией, повышение методического мастерства преподавателей, совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов, улучшение всех форм, видов и методов учебной работы в вузе с учетом состояния и перспектив развития организаций и учреждений, для которых вуз готовит специалистов. Методической школой в вузе руководит, как правило, учебно-методический отдел или учебно-методическое управление. Методическая работа осуществляется в форме учебно-методической, научно-методической и организационно-методической работы. Методическая школа осуществляет контроль за разработкой учебно- методических комплексов дисциплин основных образовательных программ, реализуемых в вузе, с целью подготовки квалифицированных специалистов по профилю образовательного учреждения. Деятельность методической школы также направлена на осуществление контроля за исполнением факультетами и кафедрами нормативных документов, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, приказов и распоряжений руководящего состава вуза, на совершенствование планирования, контроля, координации учебной и учебно-методической работы в вузе, внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения. Наличие и специфика деятельности методической школы отражается в соответствующем документе вуза (Положении), утвержденном Ученым советом.
Педагогическая школа Педагогическая школа – комплекс мероприятий, направленных на формирование новых компетенций профессорско-преподавательского состава, соответствующих современному учебному процессу в условиях перехода на ФГОС ВПО, создание эффективной системы повышения квалификации, направленной на непрерывное профессиональное развитие и саморазвитие профессорско-преподавательского состава вуза, адаптацию специалистов различных отраслей (экономистов, инженеров, медицинских работников, социологов, агрономов и пр.) к условиям вуза, овладение ими педагогическим мастерством, умением разрабатывать учебно-методические пособия, создание постоянно обновляющегося банка использования на кафедрах инновационных методов в образовательном процессе и передового опыта работы профессорско-преподавательского состава. Миссия педагогической школы - формирование инновационной педагогической компетентности научно-педагогических кадров вуза в условиях введения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, использования компетентностного подхода, через обучение на основе передовых отечественных и зарубежных образовательных технологий. Основными целями работы педагогической школы в вузе являются: повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, непрерывное обновление работниками вуза научных знаний, изучение современных технологий научной и учебной работы, включая методы трансфера знаний, изучение современных педагогических технологий, освоение приемов нового вузовского управления, включая новые подходы к обеспечению качества учебного процесса. Формы работы педагогической школы определяются спецификой образовательного учреждения и утверждаются на Научно-методическом совете или Ученом совете вуза. Это могут быть постоянно действующие лектории, семинары, конференции, практикумы, стажировки, обучение по программам повышения квалификации и переподготовки. Приказом по вузу утверждается Положение о педагогической школе.
Использование активных и интерактивных методов обучения Активный – означает «добывание» знаний посредством самостоятельной работы обучаемого; Интерактивный – получение нового учебного знания посредством совместной работы участников познавательного процесса
Интерактивные методы: Дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуации морального выбора др.); игровые методы (дидактические и творческие методы, в т.ч. Деловые управленческие и ролевые игры); сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства)
Оценка наличия методов Анализ учебного плана, выявление, выделяется ли время на активные или интерактивные методы обучения; Анализ рабочих программ: предусмотрены ли в них активные или интерактивные методы обучения и по каким видам занятий; Методическое обеспечение занятий, проводимых в активных или интерактивных формах обучения