Мастер - класс «Учитель – исследователь»
УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ - духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации. (Н.А. Назарбаев, президент РК.)
«Истина не находится и не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину.» М.М.Бахтин
Гипотеза - научное предположение, не доказанное, но обладающее некоторой вероятностью и объясняющее ряд явлений, без него необъяснимых.
Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формулирует свои предположения в виде гипотез. Последние способствуют увеличению оперативности исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации. Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль исследователя, заранее не предопределяли итоговые результаты его работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий. По значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и дополнительные.
А теперь начинается самое интересное. Черпая вдохновение от увиденного и следуя своей интуиции, с полной свободой творчества, вы делаете предположение о том, что может заполнить просветы в вашей теме. Предполагая, что ваша гипотеза верна, вы переходите к изучению её следствий, используя при этом определённые методы. Если вы приходите к противоречиям, вы понимаете, что это неверный путь. С другой стороны, если ваша догадка логически правильна и не нарушает другие законы, то это и есть ответ.
Как сформулировать гипотезу? Существует множество методов построения гипотез (по сути - поиска новых идей). Назовём лишь некоторые из них. Это: Мозговая атака - коллективный метод поиска новых идей и решений. Аналогия символическая - аналогия, с помощью которой проблема описывается несколькими словами обобщенно. Метод ассоциации основан на способности человека так, преобразовывать полученные ранее знания, чтобы их можно было использовать для новых условий. Метод инверсии, предусматривающий рассмотрение задачи с противоположных позиций по отношению к принятым.
МЕТОД - путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь.
Объект исследования – та сфера, которую Вы для получения этого знания исследуете.
Предмет исследования – это то, знание о чём Вы хотите получить в результате проведения исследования Именно предмет определяет тему исследования (формулировки практически совпадают).
Цель исследования Ответить себе и другим на вопрос о том, зачем Вы его проводите. Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.