Рекомендации по написанию научно- методической статьи Дейнеко И.И., руководитель лаборатории РЦ
Если вы никогда не писали научно- методических статей, помните: все когда-то случается в первый раз!
Напишите на отдельном листе главные достижения своей экспериментальной деятельности ( ЭД ) с точки зрения развития личности, организации учения, организации урока, качества обучения, развития личности, вашего профессионального развития и т. д. Определите, на решение какой главной педагогической проблемы направлена ваша ЭД. Определите, как эта проблема решалась вами, коллегами, различными технологиями обучения. Какие традиционно рекомендации ее решения предлагают методические пособия, учебники, руководство для учителя ? Выпишите их на листе.
Обратитесь к имеющимся у вас методическим пособиям, учебникам, книгам для учителя и т. д. Убедитесь, что вы верно определили традиционные способы решения проблемы. Сформулируйте, что нового вы включите в свою статью ( идеи, принципы, технологии, приемы, оригинальное описание личного опыта, доказательство эффективности известного метода, уникальную форму представления сравнительно новой идеи и т. д.). Определите структурные части статьи : введение, основное содержание, выводы. Кратко запишите тезисы каждой части.
Начните писать, раскрывая каждую часть. Помните, что содержание, язык статьи должны быть простыми и понятными. Если у вас возникают сложности в написании, то возьмите готовую статью, которая вам понравилась. Затем мысленно определите ее структурные части. Используйте все лучшее из этой статьи с точки зрения языка и структуры ее написания. Можете легко переносить обороты и связки в свой текст.
Подумайте, какое графическое сопровождение ( рисунки, схемы, таблицы ) будут иллюстрировать главные мысли. Включите их в текст. Посмотрите на созданный вами вариант статьи глазами своих коллег, методистов, научного руководителя. Что бы им понравилось, а что нет ? Определите, как ее можно улучшить. Помните, что важно в статье сказать что - то новое и поделиться собственным опытом ЭД. Еще раз прочитайте статью и отдельно проанализируйте логичность смысловых переходов, выводов. Если нужно, то правьте их.
Отдельно оцените язык написания статьи. Если необходимо, то замените повторы синонимами, добавьте метафорических фраз, аналогий и цитат. Еще раз прочитайте статью, определите ее главную мысль, придумайте название. Перечитайте еще раз выводы. Убедитесь, что каждый из них следует из смысловых частей статьи. Проверьте логичность аргументов и их доказательность. Ответьте на вопрос, как название статьи связано с выводами. Если необходимо, скорректируйте название или выводы.