Русские религиозные философы «серебряного века»
Николай Онуфриевич Лосский ( )
Основные идеи философии Н.О. Лосского: Все в этом мире присутствует во всем, все связано со всем, все существует благодаря всему. (Эта мысль пришла Лосскому, как озарение).
Истина познается интуитивно, подобно молнии, подобно зарнице, и лишь потом оформляется разумом.
Мир – не механическое нагроможденье частей, а органическое целое, в котором все явленья существуют в гармонии и единстве. Однако это единство не подавляет, не поглощает множественность личностей (как в тоталитарном государстве), а дополняет каждого до целостности бытия.
«Мы должны ценить простое, повседневное добро, без которого никто из нас даже дня прожить не смог бы». Бог есть абсолютная, нравственная самоцель, самоценность для всего мирозданья».
«Конечная цель жизни человека, ее абсолютная ценность есть Царство Божье, а сверхценность – Бог. Доказать это невозможно, все это определяется интуитивно».
Николай Александрович Бердяев ( )
Основные идеи философии Н.А. Бердяева: В основе мира, в основе космоса лежит данный Богом «нравственный закон», а значит и в основе человеческой жизни должна быть нравственность.
Мир сотворен Богом в абсолютной свободе, а значит и человек, для которого Бог создал мир, должен нести на себе бремя свободы. Человек должен быть свободным и поэтому отвечать за свои поступки.
Самое главное дело человека в этом мире – творчество. «Творчеством должны мы оправдывать жизнь» - пишет философ. Бог ждет от человека творческого устремления, творческого порыва. Творчество это создание нового, небывалого, уникального в искусстве, в науке, в философии, в жизни.
Человек, его душа, его личность, по мысли Бердяева, самая высшая ценность в мире, ибо он несет на себе Образ и Подобие Бога, а значит он выше государств, партий, политических идеологий и не может быть принесен им в жертву.
Смысл человеческой жизни – не во временных целях, а в обретении вечности, через духовный поиск, через творческий порыв, через борьбу с самим собой, через познанье истины.
Семён Людвигович Франк ( )
«На свете нет ничего, что могло бы быть понято само по себе, без связи с другим, ибо мир представляет собой всеединство». Основные идеи философии С.Л. Франка:
Все вещи мыслимы только через свою связь с целым, бытие едино и целостно, это единство и целостность ему придает Бог. Даже Бога невозможно помыслить без сотворенного им мира, без мира Бога нельзя понять как Бога.
Нам всегда будет известна лишь часть целого, лишь узкий отрезок мира, из которого о мире можно говорить лишь на основе интуитивного созерцания. «Познаваемый мир со всех сторон окружен для нас темной бездной непостижимого».
Современный человек и современная цивилизация потеряли связь с целостностью мира, утратили единство с ним, а значит, и потеряли смысл бытия. «Мы осознаем самих себя лишь как самооткровенье мира в нас». Личность может понять себя как личность только перед святостью, только перед Богом.
Иван Александрович Ильин ( )
Философия тогда истинна, когда в ней отражен личный духовный опыт жизни философа, его собственные переживания, его осмысление мира и человеческой судьбы в мире. Основные идеи философии И.А. Ильина:
Главная цель философии – это созерцанье Бога, в целостном акте разума, сердца и души. Мир потому прекрасен, что в нем проявляют себя лучи божественной благодати.
Божественное в нас – творческий первоисточник всей духовной культуры: нравственности, морали, искусства и науки. Мир имеет бытие, потому что в нем живет и его направляет стремленье к совершенству.
Только душа, поверившая в живую силу мирозданья, желает новой красоты, новой радости, новой гармонии. Лишь единство веры и знания приближает человека к тайне жизни.
Добро (по мысли Ильина), не должно быть беспомощным и слабым, оно должно сопротивляться злу, и если надо, то брать карающий меч.
Внутренний раскол, душевная расщепленность, духовная нецельность есть болезнь духа, которую необходимо преодолеть, от которой необходимо исцелиться.