Представление стейкхолдерского подхода в управлении интеграциями в сделках M&A Москва, Россия 02 Апреля 2013 Вашакмадзе Т.Т. Мартиросян Э.Г. 1
Авторы Теймураз Вашакмадзе, Старший преподаватель кафедры бизнеса и управленческой стратегии ИБДА РАНХ и ГС Моб: Эмиль Мартиросян, к.э.н., Доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии ИБДА РАНХ и ГС Моб:
Актуальность исследования Новый, устойчивый тренд – SRI (social responsible investing). Максимизация акционерной стоимости через максимизацию стоимости стейкхолдеров. ESG (environmental, social and governance) – как единственный не финансовый индикатор, показывающий качество взаимоотношения со стейкхолдерами. Стоимость компании = f (RI, ESG) 1. Уровень взаимоотношения со стейкхолдерами напрямую влияет на стоимость бизнеса. 2. Реализация инвестиционных решений должна производиться не только на основе прогнозируемого финансового результата, но и анализа влияния на всех стейкхолдеров компании. 3
4 Стратегический выбор Органический рост Покупка роста Безопасный рост Корпоративный рост
Мировой ВВП 2012 = 72 T USD M&A - 5,4% Dealogic database Глобальный рынок M&A (в трлн – USD)
Игнорирование интересов стейкхолдеров ведет последствиям не достижения синергии при сделках M&A 6 Усиление продуктового портфеля Доступ к новым регионам, каналам продаж Сокращение конкуренции Синергия доходов (роста) Сокращение штата Устранение избыточных сервисных функций Сокращение операционных затрат Повышение закупочной силы Операционная синергия (затрат) No SY – Soft SY – SY – Over SY
Модель оценки синергии 7
Модель эрцгамма позволяет идентифицировать области достижения синергетического эффекта и оценить синергию 8
Synergy Run Rate Transparency Rate Multiplication Rate Transmission Rate Какое будущее мы должны обещать стейкхолдерам после сделки для достижения синергетических эффектов На сколько определено будущее для каждого стейкхолдера после сделки Какие мультипликативные эффекты получают стейкхолдеры от сделки На какой этап философии управления компанией нам необходимо переводить внутренних стейкхолдеров Горизонтальные критерий работают в пассивную оценку Вертикальные критерий работаю в активную оценку. SUN CUBE Какая степень вовлеченности стейкхолдеров в сделке нам необходима для достижения синергетических эффектов
Уровни стейкхолдеров Стейкхолдеры 1-го уровня (SH1) Акционеры, топ-менеджмент и персонал Стейкхолдеры 2-го уровня (SH2) Клиенты, ключевые поставщики и банки Стейкхолдеры 3-го уровня (SH3) Все остальные стейкхолдеры
Run rate Отвечает на вопрос: какая степень вовлеченности стейкхолдеров в сделке нам необходима для достижения синергетических эффектов? СтейкхолдерыНеобходимая степень вовлеченности (0 до 3) Текущая степень вовлеченности (0 до 3) Мероприятия SH131 SH232 SH331 SH1 SH2 SH3 Степень вовлеченности: 0 – не вовлечен 1 – информирован 2 – участие в рабочих группах по интеграции 3 – принятие решения
Transparency rate Отвечает на вопрос: на сколько определено будущее для каждого стейкхолдера после сделки СтейкхолдерыНеобходимая степень прозрачности (0 до 3) Текущая степень прозрачности (0 до 3) Мероприятия SH132 SH232 SH333 SH1 SH2 SH3 Степень прозрачности: 0 – не определено (не прозрачно) 1 – определено/прозрачно в краткосрочном периоде до 6 мес. 2 – определено/прозрачно в среднесрочном периоде от 6 мес. до 1 года 3 – полная определенность/прозрачность в долгосрочном периоде более 1 года
Multiplication rate Отвечает на вопрос: какие мультипликативные эффекты получают стейкхолдеры от сделки Стейкхолдер ы Необходимая степень мультипликативности (0 до 1) Текущая степень мультипликативности (0 до 1) Мероприяти я SH111 SH210 SH310 Наличие мультипликативного эффекта позволяет выстроить стратегию коммуникации по управлению степеней вовлеченности и прозрачности стейкхолдеров в сделке. Степень мультипликативности: 0 – отсутствие мультипликативного эффекта 1 – наличие мультипликативного эффекта Если 0 – это не критично, так как MR является пассивным критерием. SH1 SH2 SH3
Transmission rate Отвечает на вопрос: на какой этап философии управления компанией нам необходимо переводить внутренних стейкхолдеров Внутренные стейкхолдеры Целевой этап. Это максимум от текущего этапа Текущий этапМероприятия Акционеры32 Топ-менеджмент33 Персонал31 Акционеры Топ-менеджмент Персонал Фокус управления: 0 – 1-й этап: кэш-фло 1 – 2-й этап: EBITDA 2 – 3-й этап: MarketCap 3 – 4-й этап: ESG
15 Эволюция бизнес – философии (ее фокуса)
Целевое значение SUN cube КритерийЦелевое значение Фактическое значение %Примечание Run rate94 Transparency rate97 Multiplication rate 31 Transmission rate96 Итого3018 Анализ идет по убыванию. Последовательным методом. Показатель может быть от 0 до 30. Чем выше показатель тем больше контролируемы и управляемы потенциальная интеграция и синергетические эффекты от сделки.
Промежуточные результаты исследования 17
Промежуточные результаты исследования 18
Промежуточные результаты исследования 19
Промежуточные результаты исследования 20
Промежуточные результаты исследования 21
Матрица отношений стейкхолдеров к сделке Синергия расходов е будет реализована Скорость интеграции: меленная -> средняя Идеальная ситуация реализации синергии доходов и затрат Скорость интеграции: средняя -> высокая Ожидается провал в интеграции Интеграция – будет отложена до принятия спец мер Синергия доходов не будет реализована Скорость интеграции: медленная -> средняя 22 Отношение внешних стейкхолдеров к сделке Отношение внутренних стейкхолдеров к сделке Негативный Позитивный
Промежуточные результаты исследования 23
Промежуточные результаты исследования 24
Промежуточные результаты исследования 25
Промежуточные результаты исследования 26
Промежуточные результаты исследования 27
Промежуточные результаты исследования 28
Промежуточные результаты исследования 29
1.В сделках M&A максимизация показателя ESG возможна через реализацию процесса управления стейкхолдерами и их ожиданиями в PMI management. 2.Стейкхолдеры – ключевые участники в сделках M&A process, игнорирование их интересов приводит к не достижению ожидаемых синергетических эффектов. 3.Стейкхолдерский подход в сделках M&A может быть использован для анализа синергетических эффектов как на стадии до так и после сделки Выводы 30
1.Опрос и интервьюирование специалистов в области M&A 2 опросника Закрытые вопросы 2.Финализация исследования на базе полученных результатов 3.Анализ реального кейса с помощью предлагаемых инструментов 4.Подготовка методологических рекомендаций для проведения анализа стейкхолдеров в процессе PMI при использовании стандарта AA1000SES Следующие шаги в исследовании 31
32 Q & A