Андрагогическое сопровождение педагога в процессе непрерывного профессионального образования Лаб. научно-методического сопровождения деятельности ММС КРИПК и ПРО
Непрерывное профессиональное образование педагога Процесс, обеспечивающий профессионально- личностный рост педагога, приращение его профессионального уровня на протяжении всей профессиональной жизни. Согласно одной из современных трактовок, непрерывность в профессиональном образовании выступает как преемственность образовательных программ и образовательной деятельности педагога при переходе от одного её вида к другому.
Андрагогика Научно-практическая область, в которой исследуются, определяются и реализуются закономерности образовательной деятельности взрослого человека как субъекта образовательного процесса и осуществляется процесс профессионального и личностного саморазвития при психолого- педагогическом сопровождении специалиста-андрагога (С. Г. Вершловский, М. Т. Громкова, С. И. Змеев и др.).
Сопровождение В словаре русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой понятие «сопровождение» толкуется как: 1) следование вместе с кем- нибудь, находясь рядом, ведя куда-то; 2) сопутствие чему-нибудь, 3) сопровождение Создание благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития индивида, раскрытия и реализации его внутренних сил, формирования способности к самостоятельным действиям и свободному выбору.
Педагогическое сопровождение «Педагогическое сопровождение» ассоциируется с помощью сопровождающего, его содействием в разрешении личностных и профессиональных проблем развития сопровождаемого, т.е. определенной системой средств, обеспечивающих самореализацию человека в разных видах деятельности. (М. И. Губанова, В. И. Слободчиков и др.).
Андрагогическое сопровождение педагога в процессе непрерывного профессионального образования Создание благоприятных условий, образовательной среды, соответствующих особенностям взрослого как субъекта образования, и способствующих формированию мотивов саморазвития, активизации собственных ресурсов педагогов в процессе непрерывного профессионального образования; как поддержку образовательной инициативы педагогов, оказание помощи в разрешении личностных и профессиональных проблем, содействие их творческой самореализации.
Компоненты андрагогического сопровождения педагога Цель сопровождающей деятельности: обеспечение условий для непрерывного саморазвития и самообразования педагога в условиях ОУ. Задачи: 1.диагностика и мониторинг индивидуальных профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов; 2.осуществление совместно с педагогами планирования, реализации и анализа методической работы на дифференцированной основе; 3.мотивация педагогов на непрерывное профессиональное образование и саморазвитие; 4.оказание помощи педагогам в самообразовании.
Принципы андрагогического сопровождения Нормативы, предписания к деятельности, основные исходные положения, руководящие идеи, реализация которых обеспечивает достижение поставленных целей.
Сотрудничества Проективности Рефлексивности Фасилитационной поддержки Интерактивности
Алгоритм сопровождающей деятельности методиста 1-й этап - Комплексная диагностика профессиональных затруднений, проблем педагогов: наблюдение, анкетирование, тестирование, собеседование, экспресс-диагностика с помощью методик получения обратной связи. Разнообразные направления диагностики включают изучение: профессиональных качеств и педагогической успешности; владения профессиональными умениями; диагностической, информационной культуры; удовлетворенности работой; изучение мотивации и т.д.
Алгоритм сопровождающей деятельности методиста 2-й этап андрагогического сопровождения педагога - Выбор оптимальных способов организации методической работы по разрешению профессиональных затруднений и проблем педагогов, выращиванию новых профессиональных и личностных способностей педагогов.
Алгоритм сопровождающей деятельности методиста 3–й этап - Построение индивидуальных планов и программ профессионально- личностного развития и самообразования.
Алгоритм сопровождающей деятельности методиста 4–й этап - Мониторинг преодоления педагогом профессиональных затруднений, мониторинг проявления творческой активности педагогов.