Развитие региональной методической службы Республики Карелия Нисимов С.У., заместитель министра образования РК
Анализ сложившейся ситуации Региональная методическая служба Институт повышения квалификации работников образования Районные/городские методические службы ШМО Министерство образования РОНО Администрация школы
Региональная методическая структура отличалась: Строгой вертикальностью; Наличием определенного административного ресурса у РМК; Предметноцентрический характер методической помощи педагогам; Единообразием структур РМК, школьных методических служб, которое облегчало выполнение задач по организации повышения квалификации.
Изменения региональной методической службы, связанные с модернизацией образования На школьном уровне: организация кафедральной структуры в ряде общеобразовательных учреждений повышенного аккредитационного статуса; введение в состав администрации заместителя директора по научно-методической работе; создание на принципах сетевого взаимодействия и территориальной кооперации полисистемных образовательных округов; сетей магнитных и центральных школ.
Изменения региональной методической службы, связанные с модернизацией образования На муниципальном уровне: появление новых видов муниципальных методических служб; изменение их организационно-правовых форм; изменение связей и отношений между ММС и органами управления образования, ММС и образовательными учреждениями, ММС и ИПК.
Изменения региональной методической службы, связанные с модернизацией образования На региональном уровне: Новые направления деятельности ИПК, новые задачи, новая структура; Реализация модульного принципа построения образовательных программ, образовательного процесса; Реализация накопительной системы повышения квалификации; Конкурсный отбор вариативных образовательных модулей для курсов ПК.
Проблемы региональной методической службы Разрыв между содержанием спроса и содержанием методического обеспечения, предлагаемого методическими службами всех уровней (от школьного до регионального); Доминирующий характер вертикального взаимодействия; Недостаточная развитость сетевого пространства; Предметоцентрический характер научно- методического, консультационного сопровождения педагогов.
Проблемы региональной методической службы В региональной системе повышения квалификации ММС нельзя рассматривать как серьезных участников этого процесса; Остаётся крайне острой проблема кадрового обеспечения; Основными целевыми группами выступают не проектные группы, разрабатывающие решение проблем, а учителя-предметники, не управленческие команды, реализующие новые задачи, а руководители ОУ в соответствии с их типом; Вне поля зрения и методического внимания остаются такие новые категории, как представители родительской, ученической, педагогической общественности, представители местного заинтересованного сообщества, формирующие свой образовательный заказ; ММС не рассматриваются администрациями муниципальных образований как ресурсные центры развития систем образования и муниципалитета в целом.
Развитие ИПК Новые направления деятельности (оценка качества образования, информатизация системы образования); Новые задачи; Новая структура ( центр оценки качества образования, региональный координационный центр информатизации образования, отдел маркетинга и развития, организационно- методический отдел, лаборатория образовательных технологий, лаборатория по сопровождению региональных и федеральных экспериментальных проектов); Новые механизмы реализации образовательных услуг (модульный принцип построения образовательных программ, накопительная система повышения квалификации, конкурс вариативных образовательных модулей); Общественный совет по качеству.
Концептуальные подходы модернизации региональной методической службы в условиях реализации проекта «ИСО» Реструктуризация существующей системы методического сопровождения образовательной деятельности; Подготовка сотрудников методических служб (освоение дополнительных профессиональных образовательных программ: повышения квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка в различных образовательных учреждениях, организациях, центрах) Развитие системы формирования заказа на ПК и переподготовку кадров; Развитие механизмов обновления структуры, содержания и форм повышения квалификации и переподготовки кадров Региональной системы образования; Развитие многоуровневой системы повышения квалификации в РК; Информационно-ресурсное направление деятельности ММС; Сопровождение профессиональной карьеры педагога и управленческих кадров
Модель ПК с внутренней конкуренцией Образовательная программа повышения квалификации строится по модульному принципу и делится на две части: инвариантную и вариативную; Набор вариативных модулей формируется по конкурсу; формирование многоуровневой системы повышения квалификации; ИПК (РКЦ) – ММС (ММЦ).
Условия устойчивости деятельности ММС Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности Активность в проектной деятельности Внебюджетная деятельность Изменение роли ММС на уровне муниципалитета
Региональный уровень ОТРАСЛЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Развитие образования в Республике Карелия в годах»
Спасибо за внимание