ДОХОД И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ.
Целью деятельности любой фирмы является максимизация экономической прибыли. Целью деятельности любой фирмы является максимизация экономической прибыли.
Поведение фирмы, максимизирующей прибыль, во многом зависит от структуры рынка на котором она функционирует (рынок совершенной и несовершенной конкуренции), т.е. от того, какова доля объема производства данной фирмы в отраслевом выпуске, может ли она повлиять на цену производимого товара, свободен или ограничен вход в отрасль. Различают совокупный, средний и предельный доход фирмы. Поведение фирмы, максимизирующей прибыль, во многом зависит от структуры рынка на котором она функционирует (рынок совершенной и несовершенной конкуренции), т.е. от того, какова доля объема производства данной фирмы в отраслевом выпуске, может ли она повлиять на цену производимого товара, свободен или ограничен вход в отрасль. Различают совокупный, средний и предельный доход фирмы.
Совокупный доход (общий, валовой, выручка от реализации, оборот) – это доход, получаемый фирмой от продажи всего объема произведенной продукции. Он равен Р*Q. Совокупный доход (общий, валовой, выручка от реализации, оборот) – это доход, получаемый фирмой от продажи всего объема произведенной продукции. Он равен Р*Q.
Таким образом, совокупный доход TR – это всегда функция от цены и объема производства. Таким образом, совокупный доход TR – это всегда функция от цены и объема производства.
При этом в зависимости от характера рынка, на котором функционирует фирма Р представляет собой либо постоянную величину, на которую фирма не может воздействовать (фирма «ценополучатель» в условиях рынка совершенной конкуренции), либо величину переменную, на которую фирма может повлиять При этом в зависимости от характера рынка, на котором функционирует фирма Р представляет собой либо постоянную величину, на которую фирма не может воздействовать (фирма «ценополучатель» в условиях рынка совершенной конкуренции), либо величину переменную, на которую фирма может повлиять ( фирма «ценоискатель» на рынке несовершенной конкуренции). ( фирма «ценоискатель» на рынке несовершенной конкуренции).
Отсюда доход фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции, зависит от выбранного ею объема производства и изменяется пропорционально изменению выпуска продукции (рис1а). Отсюда доход фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции, зависит от выбранного ею объема производства и изменяется пропорционально изменению выпуска продукции (рис1а).
А доход фирмы, реализующей свою продукцию на рынке несовершенной конкуренции, зависит как от выбранного ею объема производства, так и от цены. А доход фирмы, реализующей свою продукцию на рынке несовершенной конкуренции, зависит как от выбранного ею объема производства, так и от цены.
Фирма - монополист для того, чтобы продать больше продукции, вынуждена снижать цену, поэтому TR фирмы по мере увеличения объема продаж сначала растет, а затем начинает снижаться (рис1б). Фирма - монополист для того, чтобы продать больше продукции, вынуждена снижать цену, поэтому TR фирмы по мере увеличения объема продаж сначала растет, а затем начинает снижаться (рис1б).
Графически:
Средний доход (AR) – доход, получаемый на единицу проданной продукции. Средний доход (AR) – доход, получаемый на единицу проданной продукции.
Средний доход – это всегда цена продукта. Средний доход – это всегда цена продукта.
Кривая AR характеризует зависимость между ценой и объемом продаж, но всякая продажа одновременно есть чья-то покупка, значит кривая AR показывает зависимость между ценой и объёмом спроса, т.е. она является кривой спроса на продукцию фирмы. Кривая AR характеризует зависимость между ценой и объемом продаж, но всякая продажа одновременно есть чья-то покупка, значит кривая AR показывает зависимость между ценой и объёмом спроса, т.е. она является кривой спроса на продукцию фирмы.
На рынке совершенной конкуренции спрос на продукцию совершенно эластичен, кривая спроса горизонтальна. На рынке совершенной конкуренции спрос на продукцию совершенно эластичен, кривая спроса горизонтальна.
На рынке несовершенной конкуренции AR фирмы равен цене, снижающейся по мере увеличения объема производства. На рынке несовершенной конкуренции AR фирмы равен цене, снижающейся по мере увеличения объема производства.
Кривая спроса на продукцию такой фирмы имеет классический падающий характер, и любые изменения объема будут оказывать влияние на цену товара. Кривая спроса на продукцию такой фирмы имеет классический падающий характер, и любые изменения объема будут оказывать влияние на цену товара.
Предельный доход – это пророст общего дохода при увеличении объема производства Предельный доход – это пророст общего дохода при увеличении объема производства..
Если объем меняется на единицу, то MR равен разности между данным и предыдущим совокупным доходом Если объем меняется на единицу, то MR равен разности между данным и предыдущим совокупным доходом.
В условиях конкурентного рынка MR равен АR и равен Р. В условиях конкурентного рынка MR равен АR и равен Р.
Для конкурентной фирмы кривая спроса, кривая MR и кривая АR совпадают (рис.2а). Они представляют собой горизонтальную линию, проведенную на уровне, соответствующем Р продаваемого товара. Для конкурентной фирмы кривая спроса, кривая MR и кривая АR совпадают (рис.2а). Они представляют собой горизонтальную линию, проведенную на уровне, соответствующем Р продаваемого товара.
MR неконкурентной фирмы меньше АR и меньше Р (рис.2б). MR неконкурентной фирмы меньше АR и меньше Р (рис.2б). Пример: В январе фирма продала 1000 ед. продукции по цене в 20 ЕЕК, в феврале, чтобы продать 1500 ед. продукции, фирма снизила цену до 18 ЕЕК. Посчитать MR. Пример: В январе фирма продала 1000 ед. продукции по цене в 20 ЕЕК, в феврале, чтобы продать 1500 ед. продукции, фирма снизила цену до 18 ЕЕК. Посчитать MR.
Доказали, что MR меньше, чем Р. Доказали, что MR меньше, чем Р.
Подобное соотношение между MR и Р объясняется так: чтобы продать дополнительную единицу продукции, фирма вынуждена снизить на нее цену. Подобное соотношение между MR и Р объясняется так: чтобы продать дополнительную единицу продукции, фирма вынуждена снизить на нее цену.
Но фирма не может продавать одинаковые экземпляры продукции по разным ценам, поэтому она вынуждена снизить цены и на все предыдущие экземпляры. Но фирма не может продавать одинаковые экземпляры продукции по разным ценам, поэтому она вынуждена снизить цены и на все предыдущие экземпляры.
В результате за счет дохода, полученного от продажи дополнительной продукции фирма должна покрыть убытки от снижения цен на предыдущие экземпляры. В результате за счет дохода, полученного от продажи дополнительной продукции фирма должна покрыть убытки от снижения цен на предыдущие экземпляры.
Т.о. в условиях несовершенной конкуренции MR фирмы равен Р дополнительной ед. продукции за вычетом убытков, возникающих в результате снижения Р предыдущих единиц. Т.о. в условиях несовершенной конкуренции MR фирмы равен Р дополнительной ед. продукции за вычетом убытков, возникающих в результате снижения Р предыдущих единиц.
QСовершенная конкуренцияНесовершенная конкуренция PTRARMRPTRARMR ,
Т.о. если для продажи большего количества товара фирме необходимо снизить цену, то кривая спроса будет наклонена вниз, а кривая MR окажется ниже кривой АR. Т.о. если для продажи большего количества товара фирме необходимо снизить цену, то кривая спроса будет наклонена вниз, а кривая MR окажется ниже кривой АR.
При этом если спрос эластичен (Еd)>1) MR будет положительным; если спрос неэластичен (Еd 1) MR будет положительным; если спрос неэластичен (Еd
MR=0 при объеме выпуска, при котором Е=1; это точка, в которой совокупный доход (ТR) максимален. MR=0 при объеме выпуска, при котором Е=1; это точка, в которой совокупный доход (ТR) максимален.
The End