Работа с сопротивлениями педагога внедрению инноваций в дошкольном образовательном учреждении (внедрение Федеральных государственных требований к структуре ООП – Прказ 665 Минобразования и науки от ) Мастер-класс КДНО ГАОУ ЯО ИРО Е.В. Коточигова, Ю.Н. Жихарева, Т.Н. Захарова 2011
Инновации – «А, что это и зачем?»
Психологическое сопротивление… Сопротивление нововведениям - комплексный феномен, включающий личностные глубинные, социальные, организационные и средовые психологически обусловленные причины. Сопротивление нововведениям является негативной (деструктивной) реакцией инновационного поведения персонала. Сопротивление нововведениям
Этапы сопротивления 1.Бездействие (инертность) после появления информации о новых планах многие педагоги чувствуют себя неуверенно, проявляют нерешительность, полны сомнений 2.Отрицание нововведения значительная часть педагогов настроена скептически, не признает целесообразности осуществления предлагаемых нововведений. На данном этапе необходима уверенная активная позиция инициатора нововведения 3.Раздражение если осуществление запланированных изменений продолжается, то часть педагогов с раздражением могут активно протестовать против этого. На этом этапе важно не допускать возникновения эксцессов, не оказывать открытое давление на сотрудников и продолжать позиционирование инновации 4.Обсуждение и переговоры. На данном этапе следует попытаться прийти к компромиссу (через обсуждение и переговоры) путем частичного принятия предлагаемых планов, минимизации рисков для сотрудников и обеспечения гарантии надежности 5.Спад противодействия переменам в связи с необходимостью перемен работники вынуждены принять предложения. В результате будет либо пассивное поведение, которое в конечном счете завершится снижением противодействия, либо же активное поведение в пользу реализации проекта 6.Принятие, одобрение перемен педагоги имеют возможность наблюдать преимущества внедрения усовершенствований; реализация нововведения становится очевидной. Постепенно большинство сотрудников принимают изменения. Важно, чтобы те, кто полностью принимает перемены, сразу же были вовлечены в работу по осуществлению проектов усовершенствования деятельности.
Типы сопротивлений Логическое (рациональное) Психологическое (эмоциональное) Социальное (обусловленное воздействием группы на индивида)
Логическое сопротивление свойственно авторитарному стилю принятия решений появляется из-за барьеров, возникающих на фазе принятия информации (сложная лексика документа) возникает при непонимании необходимости нововведений
Психологическое сопротивление связаны с особенностями психологии восприятия человеком новшеств обусловлены барьером профессиональной некомпетентности. Он обусловлен непониманием сущности нововведения ввиду низкой профессиональной подготовленности сотрудника возникают в связи с появлением тревожности по поводу изменения профессионального статуса связаны с тем, что лица внедряющие инновацию не являются авторитетными, представляют для определенных социальных кругов в учреждении личную угрозу
Социальное сопротивление обусловлено воздействием группы на индивида имеется общее мнение, что организация уникальна, а грядущие нововведения могут лишить ее этой уникальности (стремление сохранить ценное) нет внешнего стимулирования внедрения инновации наличие авторитарной позиции руководства при внедрении инновации
Задание Подобрать упражнения по типам сопротивлений
Важно помнить, что.. Сопротивление неминуемо. Сопротивление естественно. Существует несколько способов преодоления сопротивления… способов преодоления сопротивления Информировать. Вовлекать. Стимулировать. Менять.
Формирование инновационной готовности Инновационная готовность - важнейшее условие успешности осуществляемого нововведения, в основе которого лежит психологическая готовность к изменениям. Инновационная готовность - совокупность личностных психологических, групповых социально- психологических и организационных социально-экономических факторов, способствующих нововведению. Психотехнология по предупреждению сопротивлений нововведениям через формирование инновационной готовности должна содержать диагностические, формирующие и обучающие модули, затрагивающие личностный, групповой, организационный уровни инновационной готовности. Диагностический модуль включает анализ организационной ситуации, характеристик нововведения, психологических и социально- психологических параметров и качеств субъектов нововведения на этапе зарождения и освоения нововведения. Формирующий модуль содержит инновационный семинар, направленный на формирование принятия, корректировку и программу реализации нововведения. Обучающий модуль включает цикл тренинговых и семинарских программ, направленных на формирование навыков и умений, необходимых в инновационной деятельности.
Информационные ресурсы 1. Безлудный Ф. Ф.. Смирнова Г. А., Нечаева О. Д. «Сущность понятия инновация и его классификация» // Инновации. – Лопатин В. А. «Специфика противоречий инновационного процесса» Минск, Хучек М. «Инновации на предприятии и их внедрение» - М.: Пригожин А. И. «Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) - М.: Фоломьев А. н., Гейгер Э. А. «Менеджмент инноваций» - М