Модуль анализа и планирования содержания учебных курсов для LCMS 1С:Электронное обучение. Конструктор курсов И. О. Семенов, Г. С. Сиговцев Петрозаводский государственный университет
22 Электронные учебные ресурсы Электронные учебные курсы (ЭУК) Средства для разработки и использования: авторские системы (Authoring Systems) системы управления содержанием обучения (LCMS – Learning Content Management Systems) системы управления учебным процессом (LMS – Learning Management System)
3 Электронные учебные ресурсы LCMS 1С:Электронное обучение. Конструктор курсов Базовая функциональность Размещение в единой базе файлов произвольных форматов; Создание электронных тестов с различными типами вопросов; Структуризация размещенных материалов; Создание глоссариев терминов и определений; Возможность создания страниц, содержащие текстовые, графические данные, ссылки, таблицы; Организация доступа к информационным ресурсам через Интернет; Осуществление полнотекстового поиска; Построение различных отчетов по обучению (результаты, время изучения, статистика ответов)
4 Актуальность разработки моделей и средств планирования и модификации содержания электронных учебных ресурсов (ЭУР). LCMS/LMS не имеют специальных средств поддержки для решения задачи планирования содержания ЭУК Электронные учебные ресурсы
55 Моделирование содержания ЭУК Основа для формализация задач планирования и управления содержанием учебного ресурса - графовые модели представления его со става и структуры. Вершины графа – концепты (структурные единицы содержания) Ребра (дуги) - связи между концептами (логические, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.)
6 Когнитивные карты Когнитивные карты - разновидность графовых моделей. В когнитивных картах связи между концептами используются для указания характера и степени влияния концептов друг на друга. Числовая когнитивная карта - связям назначены количества, характеризующие степень влияния одного концепта на другой.
7 Когнитивные карты Когнитивная карта как модель содержания ЭУК Концепты карты -- структурные единицы содержания. Концепту может быть назначен вес - экспертная оценка его важности как информационной единицы. Дуги -- отношение «предшествующий-последующий» между концептами. Вес дуги - экспертная оценка степени зависимости (интенсивности влияния) между концептами.
8 Когнитивные карты Когнитивная карта - взвешенный ориентированный граф K – множество концептов R – множество дуг
99 Когнитивные карты М одел ь ЭУК в виде когнитивной карты
10 Когнитивные карты Х арактеристик и числовых когнитивных карт, вычисляемые на основе весов дуг: влияние одного концепта на другой; влияние концепта на систему; влияние системы на концепт
11 Модель ЭУК
12 Модель ЭУК Для модели содержания ЭУК интерпретация степени влияния концепта на систему -- значимость этого концепта как пререквизита для изучения других концептов, входящих в модель. системы на концепт – степень зависимости этого концепта от концептов-пререквизитов. Характеристика концепта в виде взвешенной суммы этих показателей и оценки важности самих концептов может служить основой для формирования и анализа модели содержания ЭУК.
13 Модель ЭУК Корректность модели содержания по отношению «предшествующий-последующий» между концептами. М – множество номеров концептов, включенных в модель Концепт i M, если M К – множество номеров концептов, для которых существуют пути в концепт i
14 Модель ЭУК Модель ЭУК из 4-х разделов с максимальным суммарным влиянием
15 Программная реализация Предложенный подход реализован в исследовательск ом прототип е программной системы «Когнитивное моделирование» (п латформа разработки «1С Предприятие 8.1» ) в программном модуле «Построение и анализ моделей ЭУК», интегрированном с системой «1 С:Электронное обучение. Конструктор курсов» Два варианта использования Локальный Клиент-серверный
16 Программная реализация Разработанный модуль предоставляет пользователю следующие основные возможности: ввод концептов и весов дуг когнитивной карты анализ зависимостей между концептами по отношению «предшествующий-последующий» определения величины влияния концептов друг на друга определения величины влияния концептов на курс; определение величины влияния курса на концепты; отображение модели в виде диаграммы.
17 ЭУК «Информационные технологии» Модуль использовался при разработке ЭУК по дисциплине «Информационные технологии» Когнитивная карта с основными разделами курса.
18 ЭУК «Информационные технологии» Фрагмент модели содержания курса
19 ЭУК «Информационные технологии»
20 ЭУК «Информационные технологии»
21 ЭУК «Информационные технологии»