Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома Организация и сопровождение проектно-исследовательской деятельности в начальной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектные задачи в начальной школе СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Advertisements

Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома Организация и сопровождение проектно-исследовательской деятельности одаренных детей.
Проектные задачи в основной школе. «Задача» «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С.И.Ожегова)
Исследовательский проект как одно из средств реализации идей системно-деятельностного подхода в рамках требований ФГОС Исследовательский проект как одно.
Деятельностный подход в обучении через решение проектных задач в начальной школе Гимназия 6 г. Лангепас.
ФГОС НОО Проектные задачи в начальной школе. ФГОС НОО Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие.
Проектные задачи в начальной школе. Ценностные ориентиры начального образования Формирование доброжелательности, доверия, готовности к сотрудничеству.
Реализация проектных задач и использование их в практической деятельности. То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать.
Проектные задачи в начальной школе МАОУ СОШ 98 города Челябинска СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
учебная задача конкретно-практическая задача творческая (олимпиадная) задача.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский Теоретические основы формирования понятия «проектная.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Проектная и исследовательская деятельность в основной школе МО учителей технологии.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
1 Учебное исследование. Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие. Галилео Галилей.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Технологии развития универсальных учебных действий.
Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,
Транксрипт:

Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома Организация и сопровождение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Не существует лучшего теста на одаренность, чем активное участие хотя бы в самой маленькой поисково- исследовательской работе А.Н. Колмогоров

«…Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему знаний и универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного образования…» «Концепция модернизации российского образования»

Основоположники системно-деятельностного подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является: = не вооружение учащегося знаниями, = а формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома

Суть проектирования: ученик должен быть поставлен в ситуацию разрешения надпредметных проблем, проблем значимых для него лично, испытать опыт самостоятельной деятельности. Проектная деятельность школьников предполагает их активность в образовательном процессе, а без активности ребенка образование невозможно. Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома

Акценты проектной деятельности: Роль ребенка в проектной деятельности Интересы ребенка Простота проекта, доступность для ребенка Совместная деятельность детей и педагогов «То, что дети смогут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» Л.С.Выгодский

Основная проблема современной школы в том, что существует подмена понятий, что реферат или презентация это и есть проект. Это не так. Проект – это изучение чего-то в развитии.

Ответим на ряд вопросов : 1. Что называют проектной деятельностью? 2.Каковы ее важные, ключевые черты и характеристики? 3.Что ее мотивирует? 4.Какими способами и методами ее лучше осуществлять? 5.К каким результатам она приводит? 6.Какое значение имеет ее результат? 7.Какие компетенции она формирует? 8.Какие существуют прототипы проектной деятельности в жизни детей? 9.Какое место занимает проектная деятельность в развитии ребенка? 10. Как грамотно осуществлять сопровождение проектной деятельности детей.

1) В начальной школе проектная деятельность имеет форму проектной задачи. 2) На ступени основного общего образования проектная деятельность носит форму учебных исследований или проектов, выполненных учащимися совместно с учителем. 3) На ступни среднего (полного) образования проектная деятельность реализуется посредством выполнения индивидуального проекта. Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома

Начальная школа В образовательной практике используются типы задач: Учебная – направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения Конкретно -практическая – ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в знакомой детям ситуации (напрмер, внутри учебного предмета) Проектная задача Проектная задача – это сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения Творческая – не имеет готового способа решения Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома

Что не могут сделать в обучении учебная и конкретно-практическая задачи? научить самостоятельному выбору способа решения задачи; стимулировать получение принципиально нового знания; содержательно мотивировать поиск решения в малой группе; оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации; задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.

Идея системы проектных задач заключается в том, что решая их школьник поэтапно осваивает способы проектирования

Проектная задача - может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом; Проектная задача – это создание ситуации, в которой не должна быть напрямую поставлена задача (цель); Цель должна быть сформулирована детьми по результатам разбора проблемной ситуации; Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления (возможных вариантов решения) было несколько; Обобщающим, конечным этапом – является итоговое оформление результата Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома

Этапы решения проектной задачи: 1) анализ ситуации, формулировка проблемы 2) определение приоритетов ценностей 3) формулирование принципов постановки цели 4) постановка цели 5) поиск средств, путей решения – перевод проблемы в задачу 7) выбор средств решения задачи 8) решение задачи 9) анализ полученного результата и соотнесение его с проблемой 10) представление результата 11) рефлексия

Типы проектных задач: Предметные Межпредметные Разновозрастные Одновозрастные На решение проектных задач в пределах одного предмета в год выделяется 20-30% учебного времени «Неделя проектных задач» - кульминация учебного года На решение предметных проектных задач требуется 2 урока, на решение межпредметных задач – по 2 урока ежедневно в течение недели

В 1-3 классах Основная цель проектных задач – развитие способности к формированию разных способов учебного сотрудничества Основной метод – встроенное наблюдение В 4-5 классах Основная цель– развитие способности к переносу известных способов учебных действий в модельную среду Дети, используя описание проблемной ситуации, учатся самостоятельно формулировать цель (задачу) Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома

« Скажи мне – и я не услышу, Покажи мне – и я не увижу, Вовлеки меня – и я научусь!»

В ходе решения проектных задач достигаются: Обучение способу проектирования посредством специально разработанных заданий Организация сотрудничества между детьми Развивается способность «переноса» известных способов действия в моделью ситуацию Формирование регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД

Отличие проектной задачи от проекта: При решении проектной задачи проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (системы) заданий При выполнении проекта проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома

Опыт проектной деятельности способствует : 1.воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, 2.повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; 3.овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, 4.принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. 5.развитию способности к разработке нескольких вариантов решений, 6.к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Особенности проектной деятельности детей 1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами 2) в ходе ПД обучающиеся могут реализовать свои потребности в общении с одноклассниками и учителями 3) сочетание различных видов познавательной деятельности Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома

При построении проектной задачи учителю важно: 1 ) тема исследования должна быть интересна для ученика и учителя, 2)обучающийся должен хорошо осознавать суть проблемы, 3) работа строится на принципах взаимопомощи ученика и учителя, 4) раскрытие проблемы должно приносить что-то новое в первую очередь ученику, а потом – науке.

Итоги проектной и учебно- исследовательской деятельности интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы

Проектная задача это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома

Внеурочная учебно-исследовательская деятельность: исследовательская практика обучающихся; образовательные экспедиции походы, поездки, экскурсии; Кружки, факультативные занятия; ученическое научно-исследовательское общество; участие обучающихся в конкурсах, Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома

Учебно-исследовательская деятельность в рамках уроков: урок-исследование, урок-лаборатория, урок творческий отчёт, урок «Удивительное рядом», урок рассказ об учёных, урок защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей; учебный эксперимент (планирование, проведение, обработка и анализ его результатов); домашнее задание может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести длительное учебное исследование. Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома