Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома Организация и сопровождение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Не существует лучшего теста на одаренность, чем активное участие хотя бы в самой маленькой поисково- исследовательской работе А.Н. Колмогоров
«…Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему знаний и универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного образования…» «Концепция модернизации российского образования»
Основоположники системно-деятельностного подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является: = не вооружение учащегося знаниями, = а формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
Суть проектирования: ученик должен быть поставлен в ситуацию разрешения надпредметных проблем, проблем значимых для него лично, испытать опыт самостоятельной деятельности. Проектная деятельность школьников предполагает их активность в образовательном процессе, а без активности ребенка образование невозможно. Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
Акценты проектной деятельности: Роль ребенка в проектной деятельности Интересы ребенка Простота проекта, доступность для ребенка Совместная деятельность детей и педагогов «То, что дети смогут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» Л.С.Выгодский
Основная проблема современной школы в том, что существует подмена понятий, что реферат или презентация это и есть проект. Это не так. Проект – это изучение чего-то в развитии.
Ответим на ряд вопросов : 1. Что называют проектной деятельностью? 2.Каковы ее важные, ключевые черты и характеристики? 3.Что ее мотивирует? 4.Какими способами и методами ее лучше осуществлять? 5.К каким результатам она приводит? 6.Какое значение имеет ее результат? 7.Какие компетенции она формирует? 8.Какие существуют прототипы проектной деятельности в жизни детей? 9.Какое место занимает проектная деятельность в развитии ребенка? 10. Как грамотно осуществлять сопровождение проектной деятельности детей.
1) В начальной школе проектная деятельность имеет форму проектной задачи. 2) На ступени основного общего образования проектная деятельность носит форму учебных исследований или проектов, выполненных учащимися совместно с учителем. 3) На ступни среднего (полного) образования проектная деятельность реализуется посредством выполнения индивидуального проекта. Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
Начальная школа В образовательной практике используются типы задач: Учебная – направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения Конкретно -практическая – ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в знакомой детям ситуации (напрмер, внутри учебного предмета) Проектная задача Проектная задача – это сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения Творческая – не имеет готового способа решения Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
Что не могут сделать в обучении учебная и конкретно-практическая задачи? научить самостоятельному выбору способа решения задачи; стимулировать получение принципиально нового знания; содержательно мотивировать поиск решения в малой группе; оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации; задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.
Идея системы проектных задач заключается в том, что решая их школьник поэтапно осваивает способы проектирования
Проектная задача - может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом; Проектная задача – это создание ситуации, в которой не должна быть напрямую поставлена задача (цель); Цель должна быть сформулирована детьми по результатам разбора проблемной ситуации; Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления (возможных вариантов решения) было несколько; Обобщающим, конечным этапом – является итоговое оформление результата Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
Этапы решения проектной задачи: 1) анализ ситуации, формулировка проблемы 2) определение приоритетов ценностей 3) формулирование принципов постановки цели 4) постановка цели 5) поиск средств, путей решения – перевод проблемы в задачу 7) выбор средств решения задачи 8) решение задачи 9) анализ полученного результата и соотнесение его с проблемой 10) представление результата 11) рефлексия
Типы проектных задач: Предметные Межпредметные Разновозрастные Одновозрастные На решение проектных задач в пределах одного предмета в год выделяется 20-30% учебного времени «Неделя проектных задач» - кульминация учебного года На решение предметных проектных задач требуется 2 урока, на решение межпредметных задач – по 2 урока ежедневно в течение недели
В 1-3 классах Основная цель проектных задач – развитие способности к формированию разных способов учебного сотрудничества Основной метод – встроенное наблюдение В 4-5 классах Основная цель– развитие способности к переносу известных способов учебных действий в модельную среду Дети, используя описание проблемной ситуации, учатся самостоятельно формулировать цель (задачу) Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
« Скажи мне – и я не услышу, Покажи мне – и я не увижу, Вовлеки меня – и я научусь!»
В ходе решения проектных задач достигаются: Обучение способу проектирования посредством специально разработанных заданий Организация сотрудничества между детьми Развивается способность «переноса» известных способов действия в моделью ситуацию Формирование регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД
Отличие проектной задачи от проекта: При решении проектной задачи проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (системы) заданий При выполнении проекта проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
Опыт проектной деятельности способствует : 1.воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, 2.повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; 3.овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, 4.принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. 5.развитию способности к разработке нескольких вариантов решений, 6.к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Особенности проектной деятельности детей 1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами 2) в ходе ПД обучающиеся могут реализовать свои потребности в общении с одноклассниками и учителями 3) сочетание различных видов познавательной деятельности Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
При построении проектной задачи учителю важно: 1 ) тема исследования должна быть интересна для ученика и учителя, 2)обучающийся должен хорошо осознавать суть проблемы, 3) работа строится на принципах взаимопомощи ученика и учителя, 4) раскрытие проблемы должно приносить что-то новое в первую очередь ученику, а потом – науке.
Итоги проектной и учебно- исследовательской деятельности интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы
Проектная задача это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
Внеурочная учебно-исследовательская деятельность: исследовательская практика обучающихся; образовательные экспедиции походы, поездки, экскурсии; Кружки, факультативные занятия; ученическое научно-исследовательское общество; участие обучающихся в конкурсах, Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома
Учебно-исследовательская деятельность в рамках уроков: урок-исследование, урок-лаборатория, урок творческий отчёт, урок «Удивительное рядом», урок рассказ об учёных, урок защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей; учебный эксперимент (планирование, проведение, обработка и анализ его результатов); домашнее задание может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести длительное учебное исследование. Козловская Ольга Ивановна, доцент кафедры пединноваций КОИРО г.Кострома