УЧИМСЯ ПО-НОВОМУ Докладчик: Дзедаева И.Х., зам.директора по учебно-воспитательной работе
Важно не место, что мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся. Л.Н. Толстой. Семинар участников эксперимента по внедрению ФГОС Тема: « Организация работы по формированию УУД младших школьников ». МОУ СОШ 1 ст. Змейская. 24 мая
Материалы, обеспечивающие реализацию Стандарта Материалы, обеспечивающие реализацию Стандарта
усвоение знаний мы воспринимаем теперь не как цель, а как одно из средств, причем ведущее средство развития личности. Выдвинутая на современном этапе цель образования – развитие личности не означает, что воспитание оказывается более значимым по сравнению с обучением.
Н ОВЫЕ СМЫСЛЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Деятельностный подход Формирование универсальных учебных действий Интеграция учебной, внеурочной, внешкольной деятельности; основного и дополнительного образования Метапредметные результаты как основа регулятивной, комммуникативной и познавательной компетентности
Идеал работника - исполнитель. Современная эпоха требует созидателя Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности Как учить: новые знания «открывают дети». Рефлексия как способ развития самооценки
Ф ОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию; Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин; УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
З АДАЧИ : 1. Обновление содержания и форм организации урочной и внеурочной деятельности путем введения курсов, дисциплин, групповых занятий компетентностно- деятельностной направленности, организации дополнительного образования учащихся, их социально-творческой, научно- исследовательской деятельности во внеурочное время, способствующей формированию компетентностей учащихся. 2. Обучение 100% педагогов эффективному использованию компетентностно – деятельностного подхода в обучении и воспитании.
Задачи: 3. Разработка содержания и процедуры мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий. Внедрение мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в 4 классе. 4. Совершенствование системы стимулирования педагогов с учетом результатов решения поставленных задач.
Э ТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ Подготовительный Цель: сбор, анализ и структурирование информации о механизмах формирования УУД учащихся
П РАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП Ц ЕЛЬ : ВНЕДРЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАШЕЙ ШКОЛЫ.
С ОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Введение в содержание образования компетентностной составляющей: предметы, групповые занятия, мероприятия внеклассной работы по предмету. Обучение педагогов использованию компетентностно – деятельностных образовательных технологий
Н ОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – СУЩНОСТНАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - изменение характера взаимодействия учителя с классом - личностное включение всех учащихся в процесс взаимного общения; внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения; репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач
14 ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ( ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ ») Базовые образовательные технологии технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Базовые образовательные технологии технологии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт
УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии технологии Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии технологии ЦОР как новое дидактическое средство обучение Экранное чтение Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространствооткрытое (но контролируемое) пространство информационных источников, информационная поддержка учебного процесса, информационная поддержка учебного процесса,
О БОБЩАЮЩИЙ ЭТАП Цель: обобщить опыт внедрения компетентностно – деятельностного подхода как основы для формирования универсальных учебных действий учащихся
К РИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ
Передача готовых знаний Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей Нужно стремиться Развитие умений по применению знаний Учитель-режиссер. Ученик сам открывает новые знания через содержание УМК. Передача готовых знаний Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей Нужно стремиться Развитие умений по применению знаний Учитель-режиссер. Ученик сам открывает новые знания через содержание УМК. Передача готовых знаний Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей Не увлекаться Нужно стремиться Развитие умений по применению знаний Учитель-режиссер. Ученик сам открывает новые знания через содержание УМК. У СЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УУД
Рецепты для всех Как эффективно строить универсальные учебные действия
правильно распределять время на разную работу НА УРОКЕ Рецепт 1
Новая примерная программа и тематическое планирование учителям программы методические находки Рецепт 2 точно знать, какие способы действия формируешь
тематическое планирование Издели я человека (посуда, мебель, другие предметы быта). 2 часа Групповая работа «Коллекция видов бумаги». Определение связи свойств бумаги с ее функциями. Построение рядов из образцов бумаги по разным свойствам (гладкость-шероховатость, белизна, прочность и т.д.) Рассмотрение образцов посуды. Классификация посуды на старинную и современную, по функции (для приготовления пищи и для употребления пищи), по материалу (стеклянная, металлическая, деревянная). Подготовка выставки для школы «Такая разная бумага» (научно, познавательная, общественно- полезная) Деятельность учеников на уроке (основные виды, формы, способы действий) Сопровождающая внеурочная деятельность, ее вид точно знать, какие способы действия формируешь!
Работа с данными о заболеваемости Школьные оздоровительные акции Оздоровительные проекты школьников в окружающем школу социуме Изучение свойств бумаги Школьная выставка «Такая разная бумага» Социальный проект «Спасём лес» Рецепт 3 выйти за пределы класса и школы
Работа с авторскими текстами, а не только учебными Постепенное введение и освение разных способов работы с текстами (формулирование главной мысли, озаглавливание, поиск незнакомых слов, вычитывание информации, восстановление смысла слова по контексту, составление плана, составление собственых текстов-описаний и рассуждений, инструкций и пр.) Разные формы представления информации (таблицы, диаграммы, схемы и пр.) и их соотнесение Оценка достоверности информации грамотно организовать работу с информационным текстом Рецепт 4
экспериментировать определять время события, конструировать часы, восстанавливать последовательность событий по следам, планировать личное время, ориентироваться в пространстве, рисовать план комнаты и местности, находить стороны горизонта, планировать маршрут, избегать опасностей на дорогах, пользоваться курвиметром, компасом, картосхемами, навигатором, писать рассказы о путешествиях организовать исследовательскую и проектную работу детей (на уроке и вне урока) Рецепт 5 часы пульс план
ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!
Результаты освоения основной образовательной программы НОО Результаты, подлежащие аттестации(предметные, метапредметные) Результаты, не подлежащие аттестации (личностные) научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информацион ных системах; умения учебно- познавательной,исследовательской,практическойдеятельностиобобщенныеспособыдеятельности коммуникативныеи информационныеумения; умениеоцениватьобъектыокружающейдействительности сопределенныхпозиций; способность к контролю исамоконтролю способность к творческомурешениюучебных ипрактическихзадач. ценностные ориентации выпускника характерис тика социальных чувств; индивидуальные психологические характеристики личности
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность.
ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ любящий свой народ, свой край и свою Родину; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий любознательный, активно и заинтересованно познающиймир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет: Пусть будет добрым ум у Вас, А сердце мудрым будет. С.Маршак.