Городской семинар для заместителей заведующих МБДОУ Находкинского городского округа г.
Основные понятия Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность ВИДЦЕЛЬСРЕДСТВО Учебная деятельность Передача заданного объема ЗУН Технологизация учебного процесса Научно- исследовательская деятельность Получение объективно нового знания Повышение научного потенциала исследователя Учебно- исследовательская деятельность Развитие и обучение Моделирование процесса получения новых знаний
Основные понятия Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная деятельность, творческая или игровая деятельность с заранее выработанным представлением о конечном продукте деятельности и предполагающая наличие основных этапов: постановка общей цели, согласование методов и способов деятельности, достижение общего результата деятельности, создание плана реализации проекта, определение этапов реализации проекта, наличие конечного продукта деятельности, общественная экспертиза, рефлексия.
Уровни реализации «исследовательского обучения» простойсреднийвысокий
Роли участников учебно- исследовательской деятельности Простой уровень Ставит проблему Намечает стратегию и тактику ее решения Находит решение взрослыйребенок
Роли участников учебно- исследовательской деятельности средний средний Ставит проблему взрослыйребенок Намечает стратегию и тактику ее решения. Находит решение
Роли участников учебно- исследовательской деятельности высокий высокий взрослыйребенок Ставит проблему Намечает стратегию и тактику ее решения. Находит решение Партнер ученика
Работа исследователя: Выбор темы и задачи, объекта и предмета исследования Выдвижение гипотезы Проведение исследования Анализ результатов и выводы (соотнесение выводов с гипотезой)
1. Выбор темы Фантастические Эмпирические Теоретические
Тема должна быть… … интересна ребенку …выполнима …оригинальна …работа должна быть выполнена максимально быстро
2. Определение проблемы Формулировка проблемного вопроса Определение предмета и объекта исследовани я
3. Выдвижение гипотезы Гипотеза - основа процесса творческого мышления
4. Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы Составление плана исследования Сбор материалов Проведение исследования: наблюдение, опрос, эксперимент, чтение литературы. Анализ и фиксация информации Обобщение полученных данных Соотнесение выводов с гипотезой
учебного исследования 2. Определение предмета и объекта исследования 6. Обобщение полученных данных – выводы 5.Сбор материала, проведение исследования 1.Выбор темы исследования, определение проблемы 8. Защита учебно-исследовате льской работы 7. Соотнесение выводов с гипотезой 4. Составление плана работы Структура 3. Выдвижение гипотезы
Работа руководителя учебного исследования: помощь в выборе и конкретизация темы исследования помощь в осознании ребенком сути проблемы взаимоответственность и взаимопомощь руководителя и исследователя друг перед другом; совместный поиск неизвестного, саморазвитие (как исследователя, так и руководителя) в различных сферах (интеллектуальной, коммуникатив- ной, творческой);
Раскрытие проблемы должно приносить что-то новое ребенку-исследователю, а уже потом науке!