Система ценообразования и сметного нормирования в строительстве Павел Горячкин Ассоциация Строителей России
Управление стоимостью строительных проектов это инструмент, обеспечивающий эффективное использование денежных средств за счет выбора решений, обеспечивающих необходимое качество по оптимальной цене. Управление стоимостью включает: планирование затрат на реализацию проекта; планирование затрат на реализацию проекта; составление бюджета строительства, в том числе для получения заемных средств на строительство объекта; составление бюджета строительства, в том числе для получения заемных средств на строительство объекта; подготовку грамотной тендерной документации; подготовку грамотной тендерной документации; оценку адекватности представленных предложений при проведении подрядных торгов; оценку адекватности представленных предложений при проведении подрядных торгов; контроль за целевым использованием вложенных средств, соответствием представленных смет рыночным расценкам и согласованному бюджету и управление изменениями бюджета проекта. контроль за целевым использованием вложенных средств, соответствием представленных смет рыночным расценкам и согласованному бюджету и управление изменениями бюджета проекта.
В сметно-финансовый расчет входит: определение состава и объемов работ, необходимых для строительства объекта; определение состава и объемов работ, необходимых для строительства объекта; оценку итоговой стоимости строительства, соответствующую среднерыночным показателям; оценку итоговой стоимости строительства, соответствующую среднерыночным показателям; формирование объективной себестоимости строительства объекта, формирование объективной себестоимости строительства объекта, создание пула возможных подрядчиков в процессе анализа рыночных предложений. создание пула возможных подрядчиков в процессе анализа рыночных предложений.
Управление стоимостью строительных проектов зависит от выбранной модели ценообразования: 1. Фиксированная стоимость, т.е. когда Заказчик платит фиксированную сумму без ограничений к вероятному уровню рентабельности подрядчика; 1. Фиксированная стоимость, т.е. когда Заказчик платит фиксированную сумму без ограничений к вероятному уровню рентабельности подрядчика; 2. Фиксированные единичные расценки - т.е. когда на срок строительства фиксируются единичные расценки на конкретные виды работ при вероятном изменении физического объема работ. Обычно в таком случае согласовывается максимум колебаний физических объемов, за пределами которого единичные расценки пересматриваются; 2. Фиксированные единичные расценки - т.е. когда на срок строительства фиксируются единичные расценки на конкретные виды работ при вероятном изменении физического объема работ. Обычно в таком случае согласовывается максимум колебаний физических объемов, за пределами которого единичные расценки пересматриваются; 3. Сметная стоимость работ, составленная проектным институтом и утвержденная Заказчиком, плюс фиксированное вознаграждение, которое может рассчитываться по согласованной базе; 3. Сметная стоимость работ, составленная проектным институтом и утвержденная Заказчиком, плюс фиксированное вознаграждение, которое может рассчитываться по согласованной базе; 4. В соответствие с согласованным в договоре порядком ценообразования. В этом случае Заказчик соглашается с одновременным составлением смет и строительством, вследствие чего стороны вынуждены фиксировать порядок расчетов стоимости работ и ведут оплату в соответствие с этим порядком. 4. В соответствие с согласованным в договоре порядком ценообразования. В этом случае Заказчик соглашается с одновременным составлением смет и строительством, вследствие чего стороны вынуждены фиксировать порядок расчетов стоимости работ и ведут оплату в соответствие с этим порядком.
Для реализации выбранной модели ценообразования необходимы различные инструменты оценки стоимости строительства. Существовавшие в советское время и продолжающие еще применятся в России сметные нормативы устарели и не учитывают применение высококачественных и высокопроизводительных машин и механизмов, новых технологий и материалов, современных проектных решений. По сути сметные нормативы являются производными устаревших СНиПов и консервируют в стоимости проектов их отсталось и несовершенство.
Практика управления стоимостью строительных проектов в Российской Федерации должна быть встроена в общеевропейскую систему профессиональных стандартов определения стоимости строительства путем унификации строительных норм и правил, действующих на территории единого экономического пространства, гармонизации Европейской и Российской систем технического регулирования.
I УРОВЕНЬ НОРМАТИВЫ НА ВИДЫ РАБОТ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ЭЛЕМЕНТНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМЫ И ЕДИНИЧНЫЕ РАСЦЕНКИ «Особенности» старых нормативов Нормированы технологические операции, которые в реальной стройке могут быть иными Нормативная стоимость определяется в ценах 2000 года, которая модифицируется индексами
II УРОВЕНЬ НОРМАТИВЫ ЦЕНЫ КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ ПРИМЕР НЦКР
Особенности новых нормативов Подобные нормативы существуют в странах с развитой рыночной экономикой Нормирована стоимость конструкции, а не технологические операции Нормативы составляются в текущем уровне цен на начало бюджетного года Возможности субъективного подхода при составлении смет ограничены
III УРОВЕНЬ НОРМАТИВЫ ЦЕНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА Используются при планировании инвестиций, оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование.
Новые сметные нормативы и современные комплексы нормативов – сборники базы ценообразования в строительстве должны адекватно отражать достигнутый технологический и организационный уровень строительства, соответствовать современным требованиям по качеству конечной продукции, применяемым эффективным строительным материалам, существующему уровню квалификации рабочих, используемым строительным машинам, механизмам, оборудованию и инструменту при производстве строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ.