Казахская семья в прошлом, настоящем, будущем Студент АГУ имени К.Жубанова Историко- филологический факультет Кафедра русской филологии Байгажанова Гульдана.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Моя семья в будущем Студент АГУ имени К.Жубанова Историко-филологический факультет Кафедра русской филологии Казкенова Фариза.
Advertisements

Студент Актюбинского государственного университета имени К. Жубанова Историко филологический факультет Кафедра русской филологии Мунушева Шынар.
Выбор избранника производится чаще всего (но не обязательно) родителями, особенно если речь идет о девушке.
Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.
Семья это Семья – важнейший институт общества, микрогруппа в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает.
Семейные ценности в современном обществе. Лыкова И.В.
«Семья – ячейка общества» Урок по теме:. Работа в группах 1. Что такое семья? Что объединяет людей в семье? Чем семья отличается от других групп людей?
Автор материала: Куприянович Марина Олеговна, учитель математики высшей квалификационной категории, МБОУ СШ 1, г. Архангельска г. Архангельск, 2015 г.
Выполнила: Чеснова Виталия Научный руководитель: Горшкова Ю.В. «Особенности семьи, как социального института и малой группы»
Семейные ценности в современном обществе. ЦЕННОСТИ - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл; -
«Гориндир» - смотрины невесты.. На просторах Ставрополья, Есть туркменское село Всех встречает хлебом – солью. И радушно и тепло.
ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ СЕМЬИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПИНЧУК ДИАНА ЮРЬЕВНА аспирантка Российского государственного социального.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». 1. Зачем люди создают семьи. 2. Семья и государство. 3. Если семья не выполняет своих обязанностей. 4. Какие.
Семейные ценности в современном обществе Учитель истории и обществознания Севумян Г.М.
Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение.
Семейные ценности в современном обществе. Лыкова И.В.
Семья и брак в современном обществе Урок обществознания 9 «Б» класс.
Подготовил: Елеусизов Азат группа: ВТиПОиТ 122K. Содержание: 1. Главные культурные ценности казахов 2. Кииз уй - казахская юрта. 3. Степные зергеры (ювелиры)
Семья и семейные ценности. СЕМЬЯ Семья организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной.
Семейные ценности в современном обществе. ЦЕННОСТИ - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл; -
Транксрипт:

Казахская семья в прошлом, настоящем, будущем Студент АГУ имени К.Жубанова Историко- филологический факультет Кафедра русской филологии Байгажанова Гульдана

Семья – это смысл жизни Семья является значительным ядром в подготовке человека к предстоящей жизни, в ней закладывается основная модель поведения. Каждая семья является корнем нации. Воспитание, основанное на национальном сознании, должно начинаться с семьи. И традиции тоже берут свое начало в семье.

Казахская традиционная семья В казахском народе с давних времен уделяется особое внимание национальным традициям и обычаем, в том числе, одним из главных ценностей в казахской семье – это «семейные традиции». Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение Семейные традиции – это духовная атмосфера дома.

ЧЕЛОВЕКУ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НЕОБХОДИМО ВОСПИТАНИЕ: ЗНАНИЯ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ БЕЗ НЕГО, ПРИНЕСУТ ВРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ. АЛЬ-ФАРАБИ

Казахская семья 19век

В давние времена, по традиции, казахи проживали большими семьями, т.е. одновременно в семье проживали несколько поколений. Младшие были почтительней, а старшие мудрее, поэтому они уживались под одной крышей. Это восходит к примеру: Родительская семья со взрослыми детьми, часто с ними проживал один из прародителей. Таким образом, в одной семье жили три – четыре – пять поколений, что определяет характер взаимоотношений между подсистемами: прародители – родители - дети: двойственное положение родителей по отношению к своим детям и к прародителям (одновременное нахождение родителей в 2-х или 3-х подсистемах).

Несколько поколений в одной семье

Казахская семья в прошлом

Наурыз

Сохранившиеся и измененные принципы построения казахской семьи Для вступления в брак было необходимо соблюдение определенных ограничений, связанных с экзогамными, социальными, сословными, национальными и религиозными нормами. Экзогамный барьер у казахов в основном ограничивается 7 поколением. Этой нормы современные казахи стараются придерживаться и сегодня, поскольку оно служит для регуляции рождения физически и психически здорового потомства и продолжения рода. Принципиальные изменения произошли во взаимоотношениях членов казахской семьи. Фактически полностью преодолено зависимое положение невестки (келин) по отношению не только к мужу, но и к родителям и родственникам мужа, вплоть до норм обращения и поведения в семье. Уже стереотипом современной семьи стали дружеские, непринужденные отношения невестки с родителями мужа Свекр (кайын ата) и особенно Свекровь (кайын ене) оказывают посильную помощь в ведении домашнего хозяйства, в воспитании детей и тем самым создают нормальные условия для самореализации и карьерного роста невестки. Взаимоотношения мужа и жены в современной казахской семье, как правило, основываются на взаимной любви, уважении, взаимной помощи и поддержке. А основное условие для заключения брака – добровольность, взаимное чувство и самостоятельное решение вопроса молодыми.

Из традиционных обычаев до сих пор соблюдаются такие, как смотрины невесты, смотрины приданого, осыпание молодых (шашу), подливание жира в огонь невестой (отка май куйю), подношение жениху блюда с грудинкой (тось), а сватам – мяса с задней части животного (жамбас), исполнение бытовых обрядовых песен (жар-жар и бет-ашар), взаимное одаривание сватов и т.д. Институт калыма и пережиточные формы брака (левират, сорорат), как известно, ныне исчезли. Но сохранился обычай давать невесте приданое. Однако современное приданое существенно отличается по своему назначению и содержанию, и служит исключительно интересам молодой семьи в качестве единовременной материально-экономической помощи и основы для их совместной жизни со стороны семьи невесты. Таким образом, очевидно влияние социально-экономических преобразований на весь ход истории, историю культуры и психологию народа, в том числе на брачно-семейные отношения казахов.

Беташар Современная казахская свадьба

Живут отдельноЖивут с родителями Несколько поколений под одной крышей Встречи на праздниках Современная многодетная семья

Отношения в семье У казахов понятие «согласие» гармонирует с понятием «изобилие», которое берет начало в семье. В этом и заключаются суть воспитания и назидания. Назидание основывается на человеческих качествах, которые родители прививают своим детям. Уважение к родственникам – это обычаи семьи. Таким образом, развиваются чувства уважения, почета к близким родственникам. Вырастить ребенка – это цель семьи, восходящая к национальным традициям. Развитие поколения – это опора народа, цель казахского народа. Каждый человек должен принять участие в продолжении рода. По традициям у казахов отец – это покровитель потомства, а мать – опора семьи. У казахского народа так же, как у большинства народов сын – это будущий хозяин дома, наследник, продолжатель рода. Поддержание огня, зажженного предками, напрямую зависит от развития последующего поколения. Потому наши предки говорили: «Сын – опора семьи, дочь – очаг семьи, собака – уши семьи», определяя тем самым суть своего бытия. Таким образом, наши дети растут во благо родителей и народа. Слова известного поэта Абая «не будь только сыном родителей, а будь сыном всего народа» также характеризуют величие поколения.

В качестве примера, представляю демонстрацию национальной традиции, которое отмечается на протяжении испокон веков и до наших дней – «Кыркынан шыгару» (Мой братишка – Санжар) Когда ребенку исполняется 40 дней, то проводится своеобразный ритуал. Считается, что через 40 дней начинается новый период в жизни ребенка. В понятии казахского народа число сорок является одним из священных. Женщины, собравшиеся на этот ритуал, купают ребенка в тазике, на дно которого бросают монеты, кольца. Старшая из женщин поливает на ребенка 40 ложек воды, приговаривая при этом: «Пусть твои позвонки будут крепкими, пусть быстрее окрепнут твои ребра». Кольца и монеты берут себе в подарок женщины, принимавшие участие в этом ритуале. После купания стригут волосы и ногти ребенка. Волосы кладут в тряпочку и пришивают к плечу одежды малыша. Ногти ребенка принято заворачивать и закапывать в укромное место, где не ступает нога человека. После совершения обряда, монеты, чаша и ложка раздаются гостям как сувениры, чтобы и у них в доме была такая же радость, как рождение младенца. Есть поверье, что вода, в которой купали ребенка на «Кыркынан шыгару» – лечебная, и некоторое время ее можно использовать для протирания лица малыша, когда он плохо спит или беспокоится. После проведения обряда накрывается дастархан, подаются угощения гостям, а участников церемонии обряда одаривают подарками.

Семейные традиции имеют огромное значение, как для взрослых, так и для молодых С их помощью сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и детьми. Традиции помогают семье быть сплоченной, выступают в роли своеобразного «цемента», скрепляющего членов семьи. Когда сын или дочь вырастут, они с теплотой будут вспоминать детские годы, уютный дом, семейные посиделки, выезды и праздники. Им будет, на что оглянуться и на что опереться при создании собственной семьи.

Спасибо за внимание!