Казахская семья в прошлом, настоящем, будущем Студент АГУ имени К.Жубанова Историко- филологический факультет Кафедра русской филологии Байгажанова Гульдана
Семья – это смысл жизни Семья является значительным ядром в подготовке человека к предстоящей жизни, в ней закладывается основная модель поведения. Каждая семья является корнем нации. Воспитание, основанное на национальном сознании, должно начинаться с семьи. И традиции тоже берут свое начало в семье.
Казахская традиционная семья В казахском народе с давних времен уделяется особое внимание национальным традициям и обычаем, в том числе, одним из главных ценностей в казахской семье – это «семейные традиции». Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение Семейные традиции – это духовная атмосфера дома.
ЧЕЛОВЕКУ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НЕОБХОДИМО ВОСПИТАНИЕ: ЗНАНИЯ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ БЕЗ НЕГО, ПРИНЕСУТ ВРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ. АЛЬ-ФАРАБИ
Казахская семья 19век
В давние времена, по традиции, казахи проживали большими семьями, т.е. одновременно в семье проживали несколько поколений. Младшие были почтительней, а старшие мудрее, поэтому они уживались под одной крышей. Это восходит к примеру: Родительская семья со взрослыми детьми, часто с ними проживал один из прародителей. Таким образом, в одной семье жили три – четыре – пять поколений, что определяет характер взаимоотношений между подсистемами: прародители – родители - дети: двойственное положение родителей по отношению к своим детям и к прародителям (одновременное нахождение родителей в 2-х или 3-х подсистемах).
Несколько поколений в одной семье
Казахская семья в прошлом
Наурыз
Сохранившиеся и измененные принципы построения казахской семьи Для вступления в брак было необходимо соблюдение определенных ограничений, связанных с экзогамными, социальными, сословными, национальными и религиозными нормами. Экзогамный барьер у казахов в основном ограничивается 7 поколением. Этой нормы современные казахи стараются придерживаться и сегодня, поскольку оно служит для регуляции рождения физически и психически здорового потомства и продолжения рода. Принципиальные изменения произошли во взаимоотношениях членов казахской семьи. Фактически полностью преодолено зависимое положение невестки (келин) по отношению не только к мужу, но и к родителям и родственникам мужа, вплоть до норм обращения и поведения в семье. Уже стереотипом современной семьи стали дружеские, непринужденные отношения невестки с родителями мужа Свекр (кайын ата) и особенно Свекровь (кайын ене) оказывают посильную помощь в ведении домашнего хозяйства, в воспитании детей и тем самым создают нормальные условия для самореализации и карьерного роста невестки. Взаимоотношения мужа и жены в современной казахской семье, как правило, основываются на взаимной любви, уважении, взаимной помощи и поддержке. А основное условие для заключения брака – добровольность, взаимное чувство и самостоятельное решение вопроса молодыми.
Из традиционных обычаев до сих пор соблюдаются такие, как смотрины невесты, смотрины приданого, осыпание молодых (шашу), подливание жира в огонь невестой (отка май куйю), подношение жениху блюда с грудинкой (тось), а сватам – мяса с задней части животного (жамбас), исполнение бытовых обрядовых песен (жар-жар и бет-ашар), взаимное одаривание сватов и т.д. Институт калыма и пережиточные формы брака (левират, сорорат), как известно, ныне исчезли. Но сохранился обычай давать невесте приданое. Однако современное приданое существенно отличается по своему назначению и содержанию, и служит исключительно интересам молодой семьи в качестве единовременной материально-экономической помощи и основы для их совместной жизни со стороны семьи невесты. Таким образом, очевидно влияние социально-экономических преобразований на весь ход истории, историю культуры и психологию народа, в том числе на брачно-семейные отношения казахов.
Беташар Современная казахская свадьба
Живут отдельноЖивут с родителями Несколько поколений под одной крышей Встречи на праздниках Современная многодетная семья
Отношения в семье У казахов понятие «согласие» гармонирует с понятием «изобилие», которое берет начало в семье. В этом и заключаются суть воспитания и назидания. Назидание основывается на человеческих качествах, которые родители прививают своим детям. Уважение к родственникам – это обычаи семьи. Таким образом, развиваются чувства уважения, почета к близким родственникам. Вырастить ребенка – это цель семьи, восходящая к национальным традициям. Развитие поколения – это опора народа, цель казахского народа. Каждый человек должен принять участие в продолжении рода. По традициям у казахов отец – это покровитель потомства, а мать – опора семьи. У казахского народа так же, как у большинства народов сын – это будущий хозяин дома, наследник, продолжатель рода. Поддержание огня, зажженного предками, напрямую зависит от развития последующего поколения. Потому наши предки говорили: «Сын – опора семьи, дочь – очаг семьи, собака – уши семьи», определяя тем самым суть своего бытия. Таким образом, наши дети растут во благо родителей и народа. Слова известного поэта Абая «не будь только сыном родителей, а будь сыном всего народа» также характеризуют величие поколения.
В качестве примера, представляю демонстрацию национальной традиции, которое отмечается на протяжении испокон веков и до наших дней – «Кыркынан шыгару» (Мой братишка – Санжар) Когда ребенку исполняется 40 дней, то проводится своеобразный ритуал. Считается, что через 40 дней начинается новый период в жизни ребенка. В понятии казахского народа число сорок является одним из священных. Женщины, собравшиеся на этот ритуал, купают ребенка в тазике, на дно которого бросают монеты, кольца. Старшая из женщин поливает на ребенка 40 ложек воды, приговаривая при этом: «Пусть твои позвонки будут крепкими, пусть быстрее окрепнут твои ребра». Кольца и монеты берут себе в подарок женщины, принимавшие участие в этом ритуале. После купания стригут волосы и ногти ребенка. Волосы кладут в тряпочку и пришивают к плечу одежды малыша. Ногти ребенка принято заворачивать и закапывать в укромное место, где не ступает нога человека. После совершения обряда, монеты, чаша и ложка раздаются гостям как сувениры, чтобы и у них в доме была такая же радость, как рождение младенца. Есть поверье, что вода, в которой купали ребенка на «Кыркынан шыгару» – лечебная, и некоторое время ее можно использовать для протирания лица малыша, когда он плохо спит или беспокоится. После проведения обряда накрывается дастархан, подаются угощения гостям, а участников церемонии обряда одаривают подарками.
–
Семейные традиции имеют огромное значение, как для взрослых, так и для молодых С их помощью сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и детьми. Традиции помогают семье быть сплоченной, выступают в роли своеобразного «цемента», скрепляющего членов семьи. Когда сын или дочь вырастут, они с теплотой будут вспоминать детские годы, уютный дом, семейные посиделки, выезды и праздники. Им будет, на что оглянуться и на что опереться при создании собственной семьи.
Спасибо за внимание!