Водители и граждане: роль социального капитала в предотвращении пробок и дорожных аварий Дарья Зубарева* Алексей Макарьин ** Леонид Полищук ** *Libera.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социальный капитал и дорожное движение: дороги и власти, которые мы выбираем Даша Зубарева Институт Институциональных Исследований НИУ ВШЭ.
Advertisements

«Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в годах». Настоящее и будущее.» ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.
Автомобилизация России и проблемы регулирования Датиев Сергей.
Человеческий капитал и рациональное поведение Скоробогатов А. С. Кафедра институциональной экономики НИУ ВШЭ СПб.
Концепция социального капитала Лекция 6 Карты составлены студенткой 3-го курса Варварой Сажиной.
Центр региональных и муниципальных исследований МАУ «ДИАЛОГ» Великий Новгород 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ «РОЛЬ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Москва, 2012 Оценка удовлетворенности жителей Ямало- Ненецкого автономного округа обеспечением безопасности дорожного движения (опрос проведен в рамках.
г 1 Заседание комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Правительстве Ленинградской области Главный инженер службы пути Октябрьской.
УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию.
Управление ГИБДД УМВД России по Тюменской области Департамент информационной политики Тюменской области Результаты экспресс-опроса «Безопасность дорожного.
РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2 Рынок как форма функционирования экономики 1. Формирование рыночных механизмов координации экономического.
РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГЛАЗАМИ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЫКАТНОЙ Автор: Ильиных Кристина, 9 класс МОУ: СОШ п.Выкатной Научный руководитель:
Видение транспортной политики в будущем Киева Владимир Никитин, Международный центр перспективных исследований 7 октября 2004 года.
МОУ Вольно – Донская СОШ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
In Russia Выполнили: студенты 4 курса ФВМ-2 Загонов Виктор Трунилов Артём.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru СТРАТЕГИЯ безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 года Низовцева Л.С., методист.
Регулирование и надзор банковской деятельности Подготовил: Жолжанов Н.М.
Государственная информационная система «Транспортная модель Санкт-Петербурга» как инструмент транспортного планирования.
Роль экономики в жизни общества 11 класс 7-9 уроки профиль.
Транксрипт:

Водители и граждане: роль социального капитала в предотвращении пробок и дорожных аварий Дарья Зубарева* Алексей Макарьин ** Леонид Полищук ** *Libera Università Internazionale degli Studi Sociali **Лаборатория прикладного анализа институтов и социального капитала (ПрИиСК) НИУ ВШЭ

Проблемы дорожного движения и состояние общества Предотвращение пробок и аварий на дорогах не является сугубо технической проблемой – оно во многом зависит от преобладающих в обществе ценностей, взглядов и социальных практик Дороги являются общественным благом и ресурсом открытого доступа, и их состояние и использование зависят от координации действий водителей и граждан

Экономическое значение социального капитала Социальный капитал, понимаемый как способность к коллективным действиям в общих интересах, является важным фактором экономического развития, качества институтов, инфраструктуры и общественных услуг «Триада социального капитала» включает доверие, культурные нормы и социальные сети, которые обеспечивают координацию действий в экономике, политике и обществе

Каналы воздействия социального капитала Горизонтальный канал: самоорганизация и учет общественных интересов без участия государства Вертикальный канал: политическое участие для повышения подотчетности и эффективности государства

Социальный капитал и положение дел на дорогах Безопасность и беспрепятственность дорожного движения – совокупный результат предложения транспортной инфраструктуры (ответственность органов власти) и ее использования (ответственность общества) В первом случае значим социальный капитал водителей (предотвращение «трагедии общины» – соблюдение правил дорожного движения, взаимное уважение и помощь), во втором – социальный капитал граждан («гражданская культура»)

Социальный капитал имеет значение... какой, как и почему? Различные составляющие социального капитала имеют неодинаковую ценность с точки зрения тех или иных экономических показателей. Попытки измерения отдачи на социальный капитал в целом нередко оказываются неудачными. Оценка влияния различных видов социального капитала на два основных показателя качества дорожного движения с выделением вертикального и горизонтального каналов дает более информативную и точную картину

Гипотезы 1. Взаимное уважение, доверие и способность к сотрудничеству и координации снижают риски аварий и способствуют сокращению пробок (горизонтальный канал) 2. Политическая активность граждан, а также честность и сознательность чиновников и политиков предотвращают пробки (за счет улучшения городского и дорожного планирования и содержания дорог) и снижают аварии (за счет более эффективного регулирования и контроля дорожного движения) (вертикальный канал)

Эмпирические свидетельства Высокий травматизм на дорогах Мексики связан с преобладанием узких клановых связей (Inclan, Hijar, Tovar, 2005) Аварийность на дорогах в развивающихся странах положительно коррелирована с уровнем коррупции (Anbarci, Escaleras, Register, 2006) Доверие и членство в ассоциациях снижают смертность на дорогах стран мира (Helliwell, 2007) В более «честных» штатах США и Канады аварийность на дорогах ниже (Nagler, 2011; Helliwell, 2011)

Цель исследования На данных России и США провести детальный сравнительный анализ влияния различных компонетов социального капитала на аварийность и заторы на дорогах двух стран

Российские данные Опрос автомобилистов в 20 городах (2009) Официальная статистика ГИБДД Рыночная стоимость автостраховки КАСКО Индикаторы аварийности: Личные наблюдения респондентов Данные о ДТП на 10,000 транспортных средств и жертвах на 100,000 жителей Стоимость добровольного автострахования Индикатор пробок: Отношение времени на путь от работы до дома с пробками и без

Социальный капитал водителей (Не)кооперативное поведение Нарушение правил проезда перекрестка Нарушение правил парковки Объезд пробки по обочине Въезд на перекресток, на котором образовался затор Оставление места происшествия Взаимное уважение и помощь Пропуск перестраивающегося автомобиля Пропуск пешехода Помощь в случае помех движению

Социальный капитал граждан Участие в выборах Членство в автомобильных ассоциациях Участие в акциях протеста Готовности обращаться в суд в случае нарушения прав сотрудниками ГИБДД или дорожных служб

Основные препятствия быстрому и безопасному движению

Причины нарушения правил

Поведение на дороге в разных городах

Некооперативное поведение и аварии Таблица 4 из отчета

КАСКО и социальный капитал Контроль на доходы и число машин на душу населения

Предотвращение аварий: горизонтальный канал Показатели взаимного уважения и взаимопомощи, а также социального капитала граждан, статистически незначимы для предотвращения аварий. Социальный капитал влияет на аварийность на дорогах главным образом по горизонтальному каналу, и основную роль в этом играет сознательность водителей и учет ими общественных интересов

Социальный капитал и пробки Таблица 6 из отчета Она в ужасном состоянии, а исходника у меня нет. Я связался с Дашей, будем ждать от нее ответа!

«Нейтральность» российских пробок к социальному капиталу Нечувствительность пробок к поведению на дорогах свидетельствует о том, что их первопричина – недостатки развития и содержания транспортной системы Лучшие мировые практики борьбы с пробками предполагают улучшение городского и дорожного планирования, управления транспортными потоками, общественного транспорта и пр. Можно было бы, таким образом, ожидать значимости для преодоления пробок социального капитала граждан Отсутствие признаков такой связи в российских данных свидетельствует об общем дефиците политической подотчетности в российских городах

Потенциал вертикального канала

Дорожная статистика США Информация о пробках – Texas Transportation Institute (101 городская агломерация с 1982 по 2009 гг. ) Roadway Congestion Index Travel Time Index Commuter Stress Index Информация об авариях – US Department of Transportation Road Fatality Index Pedestrian Danger Index

Социальный капитал американских городов Источник информации – Civic Life in America Горизонтальный канал Волонтерство Членство в социальных группах Участие в экологическом движении Повседневные контакты с родственниками и окружающими Вертикальный канал Участие в выборах Членство в политически ориентированных группах

Социальный капитал и безопасность на дорогах США

Социальный капитал и дорожные пробки в США

Голосуй или... стой в пробках

Проверка робастности

Несообщающиеся каналы

Выводы I Анализ дорожного движения позволяет выявить и оценить две функции социального капитала: 1) горизонтальная координация и предотвращение «трагедии общины» в использовании ресурсов коллективного доступа, и 2) повышение подотчетности и эффективности государства в предоставлении инфраструктуры и прочих общественных благ

Выводы II Социальный капитал водителей является важным фактором сокращения аварийности; социальный капитал граждан не оказывает на аварийность значимого воздействия Наоборот, социальный капитал водителей незначим для предотвращения дорожных заторов; ключевая роль в данном случае принадлежит социальному капиталу граждан, отдача на который может быть получена при условии демократической подотчетности органов власти

Почему Россия не Америка В России не обнаружено влияния на пробки и аварийность социального капитала, распространяющегося по вертикальному каналу Гражданская активность населения российских городов недостаточна для влияния на положение дел на дорогах Данные США подтверждают наличие и потенциал вертикального канала, и свидетельствуют о том, что гражданская активность способна улучшить дорожную ситуацию