Мясная отрасль в 2008 году краткосрочные перспективы
2 План доклада Факторы влияющие на ситуацию в мясной отрасли Факторы влияющие на покупательскую способность населения Выводы Дифференциация финансовой поддержки АПК по приоритетности
3 Факторы влияющие на ситуацию в мясной отрасли Покупательная способность населения Риск ухудшения операционной деятельности предприятий из-за задержки платежей Ухудшение условий кредитования Динамичное изменение курсов валют Негативная информационная среда
4 Факторы влияющие на покупательскую способность населения Уровень заработной платы Обязательные платежи Налоги и тарифы Оплата коммунальных услуг Погашение банковских кредитов Уровень розничных цен Занятость населения Доступность кредитов
5 Тенденции потребления мясопродуктов до 2008 года Рост доходов беднейших слоев население обеспечивал рост потребления колбасных изделий Средний класс – увеличивал потребление колбас «премиум» сегмента и деликатесов Колебание потребления колбасной продукции средней и низкой ценовых ниш в зависимости от наличия импортных дешевых куриных окорочков.
6 Условная «Пирамида потребностей»
7 Прогноз тенденций потребления мясопродуктов в 2009 году Уменьшение спроса на «премиальные» продукты и деликатесы Рост потребления продуктов в среднем ценовом сегменте рынка мясопродуктов, из-за отказа потребления более дорогих продуктов. Уменьшение потребления отечественной мясной продукции (включая колбасные изделия) из-за наличия импортных куриных окорочков по демпинговым ценам. Изменение предпочтения покупателей по месту покупки в сторону дискаунтеров и рынков, как более дешевых каналов товародвижения. Возвращение эффективности прямых продаж
8 Корреляция изменения реально располагаемых денежных доходов населения и потребления мяса в РФ с динамикой цен на нефть -5%
9 Прогноз соотношения отечественного производства и импорта мяса Внешнеторговая политика РФ Изменение потребления в странах импортерах Факторы влияющие на поведение субъектов рынка производителей мяса и импортеров мяса Кредитование Курсовые соотношения
10 Относительная динамика курса валют к рублю
11 Выводы 1) Утвердить метод мониторинга и поддержания «справедливой цены»* с целью защиты рентабельности производства эффективных инвесторов АПК (необходимо выбрать и утвердить критерии конкурентоспособности). 2) Следует изменить метод регулирования импорта Отказаться от страновых квот, Крайне желательно заменить метод квотирования на метод с высокой импортной пошлиной. Ввести индикативное планирование балансов спроса, производства, импорта мяса и мясопродуктов. 3) Ввести порядок предоставления карт продовольственной поддержки для ущемленной части населения на основные продовольственные товары, для компенсации рыночных колебаний связанных с существенными отклонениями от «справедливой цены». *- «Справедливая цена» цена, которая не уменьшает объем потребления, и которая позволяет производителям осуществлять расширенное воспроизводство.
12 Выводы 4) Терминологическая, законодательская и информационная модернизация рынка. 5) Изменение системы госзаказов с целью развития внутреннего спроса на продукцию мясоперерабатывающей отрасли. 6) Срочное принятие строго взвешенного закона «О торговле» во избежание повального разорения «товаропроизводителей» (мясоперерабатывающих предприятий). 7) Финансовую поддержку АПК дифференцировать по приоритетности.
13 Дифференциация финансовой поддержки АПК по приоритетности I. Факторинг – поддержание операционной деятельности субъектов рынка. Поддержание оборота важнейших продуктов питания. II. Субсидирование полной ставки кредитов выделенных по программе развития АПК (уже принято решение). III. Продолжить финансирование уже начатых проектов. IV. Финансирование ключевых для конкурентоспособности АПК проектов (селекция).
14 Факторинг – элемент системы преодоления финансового кризиса в отрасли С/х производитель Переработчик Розничная Торговля Ритейл БАНК