1 Промежуточные результаты Программ и приоритетные направления по обеспечению БДД Олещенко Е.М., Институт БДД СПбГАСУ
2 Важные события в сфере ОБДД 2009 г. Всемирная организация здравоохранения: «ДОКЛАД о состоянии БДД в мире» Ноябрь 2009 г.«Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения»: Период с 2011 по 2020 г. Объявлен «Десятилетием действий по обеспечению БДД» Сентябрь 2010 г. 9-я м/нар. научно-практ. конференция «Организация и БДД в крупных городах» Октябрь 2010 г. Третий международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни». Октябрь 2010 г. Заседание Комиссии по ОБДД России «О федеральной целевой программе по БДД на гг.»
3 ФЦП «Повышение БДД в гг.»: промежуточные цифры на 2009г.
4
5 Ленинградская область: промежуточные цифры на 2009г.
6
7 Тяжесть последствий ДТП (удельный вес погибших от общего числа пострадавших)
8 Россия. Сложившаяся ситуация: Рост уровня автомобилизации, дефицит ресурсов Необходимость в системном подходе к проблеме дорожной аварийности Необходимость усиления мер, направленных на подавление негативной роли фактора «ЧЕЛОВЕК» Необходимость подготовки новой Программы на следующий период с учетом изменения ситуации и опыта
9 Основные причины аварийности Превышенная и неправильно выбранная скорость движения – причина порядка 70% ДТП с погибшими Употребление алкоголя и усталость Игнорирование водителями и пассажирами средств пассивной безопасности, в.т.ч. для детей Плохая заметность участников дорожного движения в темное время суток Незащищенность пешеходов в населенных пунктах (отсутствие обустройства на пешеходных переходах, автобусных остановках, отсутствие пешеходных дорожек/тротуаров)
Направления программы по БДД в Ленинградской области: - аудит дорожной безопасности, меры дорожного обустройства (малозатратные быстрореализуемые и высокоэффективные), -меры по сокращению детского травматизма, -меры по совершенствованию системы контроля и предупреждения опасного поведения участников дорожного движения, -пропаганда, -повышение эффективности деятельности служб по оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, и т.д. 10
Существующие препятствия к реализации Программы: - Организационный пробел - недостаток скоординированных действий - Формальное отношение к реализации мер - Ограниченность ресурсов 11
Основным фактором успеха Программы является ее поддержание и развитие в местных программах Дорожная аварийность в определяющей степени – следствие решений (причин), принимаемых на местном уровне, создает ущерб, подрывающий местную экономику. Повышение дорожной безопасности – задача для решения в интересах и, в значительной степени, в области ответственности местного сообщества. 12
Каким образом это можно делать на уровне муниципалитета? Каким образом это можно делать на уровне муниципалитета? Базовые вопросы местного ведения (ФЗ-131): Утверждение генпланов, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования 2. Формирование, исполнение бюджета 3. Пользование муниципальным имуществом
Следствия решения базовых вопросов: 14 Содержание и строительство дорог Освещение улиц, благоустройство, указатели Качество транспортных услуг для населения Деятельность аварийно- спасательных служб Безопасность населения
15 Схема Программы мероприятий по безопасности дорожного движения в Ленинградской области (матрица): Фаза ДТП Человек Автомобиль Дорога ДО ВО ВРЕМЯ ПОСЛЕ меры
Программирование выполнения комплекса мероприятий - стандартное. Это: -Рабочие планы, графики, расписания, распределение ответственности для: -Планирования плавной последовательности действий, минимизации рисков неудач. -Ресурсного обеспечения. -Организации проведения запланированных мероприятий. 16
Блоки мероприятий в рамках Программы Работа с населением Работа с целевыми группами Повышение заметности пешеходов, велосипедистов (светоотражатели) Сбор и анализ данных о ДТП Изучение успешного опыта в области БДД, оценка применимости 17
Общий вывод: У специалистов имеется понимание основных факторов риска тяжелых ДТП, и набор эффективных мер для их устранения. Соответствующие знания имеются. Необходима: -политическая воля местных властей. -привлечение ресурсов (кроме финансовых, подразумевается также: информационные ресурсы, профессионалы, технологии, материалы, т.е. как в любом производственном процессе). -координация действий всех структур системы ОБДД, с участием власти, бизнеса и гражданского общества. 18