Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и школы, это университет важной педагогической информации. Это общее дело всех работников школы, они могут ответить на вопросы родителей, дать индивидуальный совет, рекомендацию. Каждое собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки своего «сценария», своей программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей и при этом было приближено к детским установкам, рекомендациям, советам.
ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.) ; психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.; вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.); совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).
Основным методом проведения собрания должен быть диалог. Безличный дежурный монолог не дает возможности слушать и слышать друг друга, уважать разные мнения, разный опыт. У семьи и школы одни беды, одни пробелы, и задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути их решения.
педагогический ринг (столкновение мнений детей и родителей: каким быть родителю, каким быть ребёнку) родительские конференции по обмену опытом воспитания семинар – общение собрание – диспут дискуссия деловая игра пресс – конференция с родителями итоговые совместные собрания детей и родителей собрания – путешествия собрания – отчёты собрания-чаепития за круглым столом собрание с использованием игровых технологий.
С хорошего начинаю и хорошим заканчиваю. О хорошем - при всех, о недостатках – индивидуально.
Для того чтобы провести интересное родительское собрание педагог должен быть сам интересен и заинтересован. НУЖНО Уважать своё и родительское время. Всегда назначать собрания за неделю до проведения. Если можно, указать точное время начала и конца собрания.
Общаться в неформальной обстановке и приятной дружественной атмосфере. Стимулировать разнообразными методами прямого диалога. При общении нужно учитывать реальные проблемы, которые имеют место в семье и проявляются в школе.
Важно помнить, что родители не принимают директивного давления при взаимодействии. Они склонны сопротивляться изменениям сложившихся у них стереотипов и ценностей, а также кардинально новым идеям. Помнить, что взрослые обращают внимание только на то, что, по их мнению, им необходимо и полезно. Они весьма консервативны, поэтому необходимо желание и усилие для взаимодействия. Родители приобретают новые знания в процессе хорошо организованной совместной деятельности.
Родителей не нужно "оценивать", их нужно направлять. При посещении на дому заранее предупреждать о цели вашего визита. Возможно, родителям нужно будет подготовиться к вашему визиту. Почаще хвалить родителей за воспитание ребёнка. Как можно чаще, но обоснованно, вручать родителям грамоты, благодарственные письма.
При мимолётной встрече с родителями никогда не рассказывать о плохих сторонах его ребёнка. К концу учебного года при помощи анкеты для родителей делать анализ работы за год и план работы на следующий год. Обязательно озвучивать итоги анализа родителям. Помнить, что неопрятная причёска, измятый костюм, несвежая рубашка – проявление неуважения к родителям.