Что курс в принципе может дать: два уровня - минимальный и продвинутый - между которыми важно различать
Чтобы вы делали то, что вам поручено. собирать информацию, примерно знать, где ее искать, уметь перераспределить ее в соответствии с заданным форматом, уметь видеть в ней минимальные противоречия и разрешать их, или, когда они плохо разрешимы, наоборот выделять и обращать на них внимание. «Техническим» навыкам соответствуют «организационные» и «экзистенциальные». уметь организовывать свое время, быть готовым нести ответственность за результат своей работы, уметь не бояться задания и при этом проявлять обучаемость – быть готовым к критике и необходимости адаптироваться к требованиям и интересам работодателей, читателей и т.д.
Экономить силы. Уметь переходить от внутреннего опыта переживания проблемы (например, неспособности написать диплом) к техническому заданию. Собственные терзания перемещаются вовне, их можно абстрагировать, уметь отделять от себя и формулировать как технические вопросы. Выясняется, что эти проблемы уже беспокоили человечество, и есть определенный багаж решений. Знать, что собственные усилия соответствуют определенной норме или начать на эту норму ориентироваться.
Вместо упражнения в этих навыках и разбора - увы, декларация (из-за ограниченности времени). Чтобы компенсировать это - пособия (по которым для I курса контрольная работа). Итак, минимальный уровень – универсальные советы по сбору и перераспределению информации и по алгоритмам порождения и критической правки своего текста. Независимо от специальности и от уровня работы, без учета принципиальной специфики разных источников и проблем.
«как выбирать тему» «как держать себя одновременно субъектом научного исследования и беспристрастным регистратором» «как контролировать свою работу над источником / материалом и при этом суметь дать ему слово» «зачем читать исследовательскую литературу и демонстрировать умение с ней работать; есть ли в этом смысл кроме простого поиска информации и кроме квалификационного» Вопросы из другого регистра – «Конвенций академического сообщества».
Почему о курсовой, которая нравится самому студенту, ему сказали не «правильно» / «неправильно», а «неоригинально» / «безосновательно»? Кто устанавливает эти нормы? Технические советы (как писать свой текст; насколько подробно и (не)критично читать исследовательскую литературу) могут основываться на позиции по поводу этих норм. Однако до постановки перед собой этих вопросов надо дозреть. Пока предлагается лишь видеть содержание курса на шкале между уровнями или полюсами: 1) технических рекомендаций по работе с информацией и 2) проблематизации правил научной работы.
1. Неуверенность Страх чистого листа. Качественное ощущение разницы уровня (со «взрослыми», преподавателями и исследователями). Нежелание делать или неумение предъявлять рабочие материалы. Нужны, потому что в научной работе квалифицируется не количество страниц, и даже не свежедобытая в ВКР истина (Вы не «добываете золото», а «промываете руду»), а то, сколько Вы думали. Следовательно, сдать текст, только что написанный «из головы» - неправильно, а потратить время на то, чтобы упорядочить свои мысли, прежде чем писать – выгодно. «Скупой (в том числе, и на усилия) платит дважды».
2. Нерефлективность Отсутствие понимания Советы см в «Конспектировании». Деавтоматизация чтения. Отсутствие планирования рабочего процесса и структуры текста. Зависимость от источника – неготовность навязать ему свою систему приоритетов (что совсем не обязательно плохо). «Гегельянство», умение изнасиловать источник – тоже плохо. Главная проблема – найти баланс между «говорить» и «слышать». Один из советов: рабочие материалы, вопросники и таблицы (ср. «база знаний»). Вы спрашиваете источник не только о том, о чем хотите в данный момент. Повышаются Ваши шансы заметить противоречие и найти место для сфокусированного приложения исследовательских усилий.
3. Неуверенность по отношению к академическому сообществу Неясность соотношения системы стандартов и «истин» (источники, литература, научный руководитель, семинары и учебные курсы и т.п.). Вы сами и решите; главное – делать это сознательно, ответственно, и строя предположения о последствиях своих решений Неумение видеть свой текст со стороны (так же как читатели и оппоненты). Неразличение своих и чужих «голосов (самый очевидный пример – плагиат, но сюда же относится и эклектика, и неготовность артикулировать собственный голос и неумение брать из научной литературы что-то полезное и т.п.). Понимание науки как частного (и, скорее всего, никому (другому) не нужного), а не как совместного проекта
РесурсыБаллы Задания для самостоятельной работы 1. Посещение занятий, активное участие в аудиторной работе (разборы кейсов, коллективные разборы теоретических текстов, обсуждение самостоятельных работ) 30 баллов I. Задание «Поиск темы» II. Задание по теме «Работа с литературой» III. Задание к семинару «Логика аргументации» IV. Задание по блоку «Поиск и обработка информации» V. Задание по теме «Работа с источником» VI. Контрольная работа по учебным пособиям Задание VII. План Задание VIII. Редактирование чужого текста Задание IX. Ранжирование 2. Подготовка и презентация на протяжении курса самостоятельных работ Аудиторная контрольная работа по усвоению материала учебных пособий курса Эко У. Как написать дипломную работу. М., doc zipdoczip Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М., (PDF, 23 МВ) Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов На английском: Booth W.C., Colomb Gr.G., Williams J.M..М. The Craft of Research. Chicago, (PDF, 12 MB)The Craft of Research Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М., (rar-архив, 99 МВ)Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил Вопросы к контрольной работе Презентация собственного исследовательского проекта Задание X. Представление проекта 25 баллов
Вопросы, которые освещаются в конкретных лекциях Задания Ресурсы -