Работу выполнили: Хлыбова Анастасия и Морозкин Алексей 411 группа
Хотя человек рождается со многими биологическими задатками, формирование его личностных свойств обуславливается социальными взаимодействиями и закономерностями.
Потребности человека, его сознательные и бессознательные отношения к действительности, личностные взаимосвязи должны рассматриваться как феномены, являющиеся результатом дифференцировки и конкретизации закономерностей системы социально культурных ценностей.
Ценности составляют единую нормативную систему, которая регулирует поведение людей и социальных групп в обществе и является ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы достижения этих целей. Ценности являются частью сознания, как отдельного человека, так и общественного сознания.
В психологии под ценностями понимается разделяемое обществом или социальными группами убеждение по поводу целей, которые необходимо достичь, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям: и ценности базовые, терминальные, и ценности-средства, инструментальные.
Ценностное восприятие действительности порождает и мотивацию действий и поступков, основанную на ценностных отношениях, дополняющую и обогащающую мотивацию, основанную на потребностях. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что ценности и сформированные на их основе ценностные ориентации «образуют первичный класс личностных свойств» Б.Г.Ананьев
Хотя формирование ценностных ориентации - длительный процесс, но именно юношеский возраст рассматривается как период интенсивного формирования ценностных ориентации личности. Именно в юности появляются необходимые для их формирования и дифференциации предпосылки: овладение понятийным мышлением, накопление достаточного морального опыта, занятие определенного социального положения в группе значимых других.
Для юношей портрет взглядов будет выглядеть следующим образом. Главное в жизни - здоровье и наличие хороших друзей, при условии, что имеешь интересную работу. Совсем неплохо быть уверенным в себе. Но этого можно добиться только на основе продуктивной, деятельной жизни. Вполне возможно, что все это может составить основу материального благосостояния. Хотя счастливая семейная жизнь и привлекательна, но дорога и свобода. Возможно, есть люди, мечтающие обрести любовь и связывающее свое счастье со счастьем и благосостоянием других. С этим можно согласиться, если предстоящие заботы будут такими же необременительными, как развлечения. И уж совсем не стоит тратить время на переживание прекрасного в природе или искусстве, тем более - расстраиваться, когда нет возможностей реализовать себя в творческой деятельности.
Главными целями-средствами должны стать умение здраво рассуждать и ответственность, а для этого необходимо получать образование. Неплохо быть независимым и смелым в отстаивании своих взглядов, но при этом сохранить жизнерадостность при условии, что все - под контролем. Воспитанность и исполнительность, несомненно, важные качества успешного в своем деле человека, но вполне можно обойтись и без них, тем более, если твои запросы невелики. И уж совсем не нужно обременять себя нетерпимостью к недостаткам, и своим, и чужим, впрочем, и терпимостью к ним не следует себя особо обременять.
Ценностно-ориентационный портрет девушек будет выглядеть примерно так. Главное в жизни - здоровье и счастливая семейная жизнь, основанная на любви. Работа тоже важна, ведь она дает возможность обеспечить себя материально. При этом неплохо, если рядом всегда будут надежные друзья. Думать о счастье и благосостоянии других - важно, но пока с этим можно и не спешить, и, тем более, не следует беспокоиться об общественном признании или тратить время на переживание прекрасного в природе или искусстве.
Средства-цели, на которые ориентированы девушки, можно представить следующим образом. Главное - чистоплотность и воспитанность, но при этом важно быть чутким и ответственным. Умение здраво рассуждать, трудолюбие -все это может способствовать успеху, но при этом неплохо было бы получить и образование. Не следует обременять себя ни излишним самоконтролем, ни нетерпимостью к своим недостаткам, к недостаткам других, впрочем, быть терпимым к ним также не стоит. Пожалуй, следует отказаться от высоких запросов и не тратить времени на переживание прекрасного в природе и искусстве.
Для юношей главное - работа, активная и продуктивная жизнь, то есть все то, что лежит за пределами семейного круга. И методы, достойные поставленных целей, выбираются ими: рассудительность и ответственность. При этом семья для них выступает как традиционный «тыл», что вполне вписывается в традиционную схему мужской успешности.
Девушки, на первый взгляд, также традиционны, заявляя о том, что семья и любовь являются приоритетными. Но, при этом, ценность работы для них не ниже, чем для юношей. Если учесть, что к вполне традиционным для женщин целям-средствам воспитанности и чуткости они добавляют ответственность и умение здраво рассуждать, то станет ясно, что они совершенно не вписываются в традиционную схему женского успеха: «семья - муж - ребенок». То есть, что они готовы строить свое счастье своими руками и больше не ждут «принцев».