Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов « Дума»
«…Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но ни одного человека: это портрет, составленный из пороков нашего поколения в полном их развитии..» М.Ю. Лермонтов Жанр романа: социально-психологический реализм.
Создавался в г – первое издание романа – второе издание, снабжённое предисловием.
Социально-психологический и философский роман. Проблематика личности, её становления, развития, поиска смысла жизни и определения своего предназначения. Особенность композиции: нарушение хронологической последовательности в изображении действия смена повествователей.
Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом порядке. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника. Произведение появлялось в печати по частям с 1838 г. Первое полное издание вышло в 1840 г. Последовательность глав в романе Хронологическая последовательность 1.«Бэла» 2.«Максим Максимыч». 3.Предисловие к «Журналу Печорина». 4.«Тамань». 5.«Княжна Мэри». 6.«Фаталист». 1.«Тамань». 2.«Княжна Мэри». 3.«Бэла». 4.«Фаталист». 5.«Максим Максимыч». 6.Предисловие к «Журналу Печорина».
Проблематика «Герой нашего времени» определена автором в «Предисловии» к «Журналу Печорина: «История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Проблематика личности, ее становления, развития, поиска смысла жизни и определения своего предназначения – главная в романе. Лермонтова интересуют взаимоотношения человека с судьбой, его представления о вере и предопределении, свободе воли и необходимости.
Человек, который не подчиняется диктату строя, общества, времени, берёт решение каждого случая в свои руки, испытывает всё своим умом и подчиняет всё своей воле, является подлинным героем времени
«Бэла» Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня и похищения любимой дочери местного князя, что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибают Бэла и её отец.
«Максим Максимыч» Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить. Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.
«Тамань» Повесть рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем, а позже и в некоторой степени участником бандитской деятельности. Печорин поначалу думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим. Но всё равно, уезжая, он не жалеет, что побывал в этом месте. Главный смысл в заключительных словах Печорина: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»
«Княжна Мери» Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х г, но Лермонтов наполнил её иным смыслом. Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.
«Фаталист» (ФАТАЛИЗМ ( лат. судьба, рок в смысле предопределенья, неизбежной, предназначенной провиденьем будущности. Фаталисты отрицают свободу воли человека и ответ его за дела. Является завершающей частью романа, его «замковым камнем». Повествует о трагической гибели сербского офицера Вулича. Содержит безответные вопросы о роли судьбы, предопределения в жизни человека.
…Герой нашего времени это грустная дума в нашем времени. Век Лермонтова был по преимуществу историческим. Все думы, все вопросы и ответы, вся деятельность того времени вырастали из исторической почвы и на исторической почве. Роман Лермонтова не является исключением. Однако сам образ Печорина по форме изображения не совсем художественен. Причина этого не в недостатке таланта автора, а в том, что изображаемый им характер был настолько близок к нему, что он не в силах был отделиться от него и объективироваться. Печорин скрывается от нас таким же неразгаданным существом, как и является нам в начале романа. Оттого сам роман оставляет ощущение бесперспективности. В нем есть что-то неразгаданное, как бы недосказанное, а потому остается тяжкое впечатление после его прочтения. Но этот недостаток - есть в то же время и достоинство романа Лермонтова, ведь таковы бывают все современные общественные вопросы, высказываемые в поэтических произведениях. Это вопль страдания, его вопль, который отличает страдание…
Кто виновен в судьбе Печорина? (несостоявшейся судьбе) Время и обществоПечорину присущи черты романтизма конфликт с внешним миром. Герой презирает светское общество. Он один против окружающего мира. Всё таит в себе Он сам Характер героя есть одна из причин. Печорин был индивидуалистом. Его внутренние разногласия со «вторым я» не давали ему свободы. Герой пытается «убежать от себя». СудьбаАвтор заканчивает произведение повестью «Фаталист» как бы говоря, что может быть Печорину изначально была предначертана такая судьба. Индивидуализм является главной причиной того, что Печорин был «лишним человеком» в жизни. ( нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества). Печорин всю жизнь ищет тревог, бурь. Но он живёт в относительно спокойное время, когда ему негде себя проявить, нечем занять свою душу. И он мучается от этого.
Роман получил неоднозначную оценку у современников М.Ю. Лермонтова. Но этот роман безусловно, можно отнести и к нашему времени. А главный герой – герой НАШЕГО времени
Презентацию подготовил ученик 9 «В» класса МОУ-СОШ 36 г.Белгорода Петров Валерий учитель Свечаревсая С.А.