Деловая игра по теме «Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников с целью развития основных ключевых компетентностей»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Advertisements

Как повысить мотивацию к обучению?. Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.
Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации наших знаний о ключевых понятиях «Мотивация.
Автор - Наумова Евгения Ивановна учитель начальных классов МБОУ «Коношская СШ»
Развитие личности Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо.
Мотивация учения – основное условие успешного обучения школьников.
МБОУ «Музыкально-эстетический лицей им.А.Г.Шнитке»
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Курс «Основы социализации» 8 класс Руководитель педагог-психолог Смирнова Т.С.
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П.Я. Гальперин Понятие о мотивах. Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего,
«Формирование положительной мотивации в образовательном процессе»
Мотивы учения. Содержание: 1. Трактовки мотива. Трактовки мотива. Трактовки мотива. 2. Определения. Определения. 3. Система учебных мотивов. Система учебных.
Методы и приёмы развития познавательной мотивации обучающихся В жизни важно не то, сколькими талантами обладает человек, а то, смог ли он какие- нибудь.
Создание условий для усиления эмоционально- личностной значимости обучения.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
. Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности.
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения.
План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов.
Транксрипт:

Деловая игра по теме «Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников с целью развития основных ключевых компетентностей»

Правила совместной работы. 1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, оказывать помощь, выполнять указания старшего. 2. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца. 3. Качественно выполнять работу. 4. Каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.

Цель: Осмысление педагогами собственной деятельности по формированию положительной мотивации учения школьников, повышение качества образования

Задачи: 1.Через проживание в активных процессах поисково- познавательной деятельности обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях «мотивации учения». 2.Провести анализ мотивационной и стимулирующей деятельности в обучении школьников. 3.Используя практический опыт учителей выявить наиболее эффективные методы, формы, приемы формирования учебной мотивации в процессе организации образовательного процесса. 4.Определить перспективы работы педагогов по развитию у учащихся мотивации обучения и стимулированию учебно-познавательной деятельности.

Виды мотивов Я это знаю Я это не помню Я хочу об этом узнать побольше Мотив Мотивация Познавательная мотивация Содержательная мотивация Социальная мотивация Внутренняя мотивация Внешняя мотивация Мотив достижения успеха Мотив избежание неудач Задание: Сделайте пометки в зависимости от отношения к данной информации.

Мотив – - любая внутренняя движущая сила поведения и деятельности. - это побуждение к действию. - причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремиться человек, выполняя эту деятельность. Потребность-мотив-цель. (хочу) (интересуюсь) (умею) Охарактеризовать мотив – значит ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется.

Мотивация - «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека... его направленность и активность» (Немое Р. Психоло­гия. М.: Просвещение, 1995). Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Учебная мотивация - это направленность ученика на учебную деятельность, отража­емый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.

Методы мотивации и стимулирования Уровни реализации Реализуются на должном уровне Реализуются частично Практически не реализуются

Классификация мотивов: С позиций личностного смысла учебной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕСОЦИАЛЬНЫЕ это побудители, непосредственно связанные так или иначе с содержанием учебной деятельности. связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности.

Классификация мотивов: Отношение к самой деятельности ВНУТРЕННИЕВНЕШНИЕ мотивы, связаны с деятельностью. мотивы, не связаны с деятельностью.

Познавательные мотивы: -потребность в саморазвитии и самоактуализации личности в процессе познания; -познавательный интерес, т.е. интерес к знаниям и способам его добывания; мотив достижения, реализуемый и удовлетворяемый на основе и через успехи в учебной деятельности; -мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности; -мотивы, связанные с глубиной интереса к знаниям, к занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, ключевым идеям и т.д. -мотивы, свидетельствующие об интересе к способам добывания знаний методам научного познания; -мотивы, свидетельствующие об интересе к саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего труда; -мотивы, связанные с профессиональным самоопределением в старших классах, придающие личностную значимость содержанию предметов, полезных для будущей профессии. -мотивы становятся основой самообразования, направленности школьников на совершенствование способов познания.

Внутренние: - мотивы, характеризующиеся интересом к самому процессу и его результату; - стремление развить какие-либо умения, качества; - интерес к процессу решения, - интерес к поиску наиболее рационального способа, к результату процесса и т.д.

Социальные мотивы: - мотивы связанные с различным взаимодействием школьника с другими людьми; - мотивы получения одобрения и избегания порицания от окружающих (мотивы поощрения и наказания). - стремление быть полезным обществу, - чувство ответственности перед родителями, учителем. - чувство ответственности, долга как часть мировоззрения личности - стремление занять определённую позицию, место среди окружающих, полу­ чить их одобрение, заслужить авторитет. - попытка самоутверждения в желании занять место лидера, оказать влияние на других учеников, до­минировать в группе или классе и т.д. - желании общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимоотношений с учителями, товарищами, совершенствовать их (потребность в общении);. - яркие положительные эмоции могут служить самостоятельными побудителями к учению. - Этот мотив основа самовоспитания, самосовершенствования.

Внешние: - проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности, - действует из-за давления родных, учителей и т.д. - желание получить хорошую отметку, - желание показать умение решать задачи, - добиться похвалы учителя и т.д.

Классификация мотивов: Две тенденции к достижению успеха к избеганию неудачи - постановка перед собой позитивных целей; -активный поиск средств, -свои победы и неудачи склонны объяснять объёмом своих усилий, своим старанием. - не уверены в себе; боятся критики, - с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. - Мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха.

побуждающая сосредотачивается вокруг целеполагания. Способствует выделению и постановке цели, предвосхищающей результат. Функции мотивации: организующая смыслообразующая это придание деятельности глубокого личностного смысла. Человек выполняет в силу необходимости много разнообразных видов деятельности, но с разной мерой включенности в них: одни виды имеют для него личностное значение, другие не имеют.

В мотивации учения важную роль играют: Содержание учебного материала организация учебной деятельности: формы, методы, приемы

Этапы изучения раздела, темы: мотивационный операционально-познавательный рефлексивно-оценочный.

Мотивационный этап. Создание учебно-проблемной ситуации Формулировка основной учебной задачи Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.

" Н е может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление« Л.С. Выготский

Операционально- познавательный этап. усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание.

Рефлексивно-оценочный этап. учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями).

Три кита учебной мотивации: Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний Ощущение свободы выбора ощущение успешности

КИТ 1 Ощущение самостоятельности процесса поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами»

Приемы: Техника «Проблемные вопросы» Техника «Знаю не знаю хочу узнать»

Задание: Отметьте проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся. Что случится, если…? Назовите… Сколько известно… Какой …. является лучшим и почему? Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….? Из чего состоит…? Каким образом… влияет на … ? Кто участвовал…? Чем похожи… и …. ? На что похоже… ? Где происходило … ? Кто открыл … ? Что мы уже знаем о … ? Перечислите … Каким образом … можно использовать для … ? Кто изобрел … ?

Что случится, если…? Назовите… Сколько известно… Какой …. является лучшим и почему? Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….? Из чего состоит…? Каким образом… влияет на … ? Кто участвовал…? Чем похожи… и …. ? На что похоже… ? Где происходило … ? Кто открыл … ? Что мы уже знаем о … ? Перечислите … Каким образом … можно использовать для … ? Кто изобрел … ? Задание: Отметьте проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.

Приемы: Техника «Проблемные вопросы» Техника «Знаю не знаю хочу узнать»

Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!») КИТ 2

КИТ 3 Ощущение компетентности: «у меня это получается, я понял, я умею!»

Активизация учебно- познавательной деятельности. Занимательные задачи. Познавательные вопросы. Развивающие упражнения. Творческие задания. Использование в качестве поддержки изучаемого материала компьютерных программ.