Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВОПРОСЫ Понятие личности. Понятие личности. Структура личности. Структура личности. Основные направления формирования личности. Основные направления формирования личности. Свобода и ответственность личности. Свобода и ответственность личности.
Вопрос 1. Понятие личности. Слово «личность» в русском языке происходит от старославянского слова «личина» - маска На латинский язык понятие личность переводится как «persona» - маска Понятие личности возникает в эпоху Возрождения: Личность – человек, способный отличить добро от зла Личность – человек, способный нести ответственность за свои поступки
Понятие личности Личность – совокупность социально обусловленных качеств человека. «человек для других» «человек для других» «человек для себя» «человек для себя» (индивидуальность) (индивидуальность) Индивидуальность – совокупность биопсихосоциальных свойств, отличающих человека от других людей.
Что такое индивидуальность? Индивидуальность – совокупность биопсихосоциальных свойств, отличающих человека от других людей.
Индивидуальность отличия 1. Внешние 2. психологические 3. социальные 4. духовно-культурные
Вопрос 2. Структура личности. Психологическая структура личности По З.Фрейду личность – это ее психика Сверх Я Я ОНО - бессознательное Социальные нормы, идеалы, знания
Ролевая концепция личности Личность проявляется через набор функций или ролей Роль определяется статусом, т.е. положением, которое занимает человек в обществе Роль – функция, которую человек выполняет в обществе
Вопрос 3. Основные направления формирования личности ПРОБЛЕМА: Каждый ли человек является личностью? личностью? Законы формирования личности 1. Закон зависимости личности от социальной среды: Личность формируется под влиянием условий, в которых живет человек. 2. Закон внутренней активности личности: 2. Закон внутренней активности личности: Личность формирует свои качества в соответствии со своими желаниями соответствии со своими желаниями
Направления формирования личности Социализация – усвоение человеком социальных норм, знаний, идеалов в процессе жизни в обществе. Личность формируется под влиянием социальной среды. Социализация – усвоение человеком социальных норм, знаний, идеалов в процессе жизни в обществе. Личность формируется под влиянием социальной среды. Индивидуализация – развитие человеком индивидуальных свойств в процессе жизни. Индивидуализация – развитие человеком индивидуальных свойств в процессе жизни.
Вопрос 4. Свобода и ответственность личности Если в природе и обществе действуют объективные законы, можно ли говорить, что человек свободен? Две формы решения проблемы в истории философии Фатализм (лат.fatum – судьба) утверждает, что все поступки человека предопределены, он абсолютно не свободен (Б.Спиноза, Т. Гоббс) Волюнтаризм – утверждает, что человек абсолютно свободен в своих действиях (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, Ж.П. Сартр)
Свобода личности Спиноза – «свобода – это познание необходимости» Маркс – «свобода – это познание необходимости и возможность действовать» Экзистенциализм (Сартр) – «свобода – это выбор»
Свобода личности Свобода – возможность и способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями
Ответственность личности Ответственность – понимание человеком требований, предъявляемых по отношению к нему и стремление осуществлять эти требования в деятельности по выбору и осуществлению цели