Интерактивное обучение иностранным языкам и русскому языку как иностранному Автор презентации: Шибко Наталья Леонидовна, доцент кафедры теории и методики преподавания русского языка как иностранного Белгосуниверситета, к.п.н., доцент
Модели обучения Обучаемый - «объект» обучения (слушает, смотрит) Центральная роль преподавателя Воздействие доминирует над взаимодействием Индивидуальные, фронтальные формы (чтение текстов, слушание аудиозаписей, просмотр фильма и др.) Пассивная модель обучения
Модели обучения Обучаемый - «субъект» обучения Демократические отношения, дружеская атмосфера Индивидуализация Взаимодействие субъектов учебного процесса Творческие задания Групповые, парные, фронтальные формы организации обучения Активная модель обучения
Модели обучения ИНТЕРАКЦИЯ (в педагогике) – способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся в атмосфере делового сотрудничества. Центральная роль принадлежит обучающимся Преподаватель - организатор и помощник Взаимодействие обучаемых под контролем преподавателя Групповые формы организации обучения Интерактивная модель обучения
Интерактивное обучение Задачи учебного процесса, реализуемые в интерактивном обучении учебно-познавательная коммуникационно-развивающая социально-ориентационная
Методологические основы интерактивных технологий в обучении иностранным языкам Ведущий метод коммуникативный Приемы диалогические Функция преподавателя сопровождение, поддержка, контроль Роль преподавателя СУБЪЕКТ: эксперт, консультант, фасилитатор Функция обучаемого развитие, осознавание, личностный рост Роль обучаемого: СУБЪЕКТ: взаимообучение через партнерство Подход личностно-ориентированный Стиль общения демократический, партнерство, сотрудничество
Основные принципы интерактивного обучения диалогическое взаимодействие; обратная связь; работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества; положительная взаимозависимость; индивидуальная ответственность;. активно-ролевая (игровая) деятельность; тренинговая организация обучения.
Методы интерактивного обучения ДИСКУССИОННЫЕИГРОВЫЕКОМБИНИРОВАННЫЕ дискуссия, дебаты и т.п. лекции с проблемным изложением эвристическая беседа разбор ситуаций из практики анализ ситуаций морального выбора и др.; конференции дидактические ролевые деловые моделирование / симулятивное общение тренинг (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности) проект кейс-метод
Структура учебного взаимодействия в интерактивном обучении 1. Организация учебного пространства. 2. «Эмоциональная разминка» (создание благоприятной атмосферы учебного общения). 3. Выработка норм группового взаимодействия. 4. Объединение учащихся в группы. 5. Организация учебной деятельности в группе. 6. Подведение итогов. 7. Презентация групповых решений. 8. Рефлексия.
ГрупповаяКоллективная Парная (малые группы, постоянные / ротационные) Формы учебного взаимодействия в интерактивном обучении «ученик – ученик» «ученик – малая группа учащихся» «ученик – коллектив» «группа учащихся – коллектив» «ученик – компьютер»
Приемы и способы интерактивного обучения иностранным языкам «Аквариум» «Броуновское движение» «Займи позицию» «Дерево решений» «Карусель» «Свеча» / «Живой мяч» / «Горячая картошка» «Мозговой штурм» «Незаконченное предложение» «Групповой рассказ» «Каждый учит каждого»
Взаимодействие обучаемых на занятиях по РКИ (из опыта работы) ФРОНТАЛЬНАЯ форма организации учебного взаимодействия беседы на личностно значимые темы; новые и сложные виды лексико-грамматических упражнений (цепочка!!!). Цель: освоение способа выполнения задания; легкие и несложные виды лексико-грамматических упражнений Цель: быстрая актуализация необходимых знаний; лексические упражнения (: семантика; : слово)
Взаимодействие обучаемых на занятиях по РКИ (из опыта работы) ГРУППОВАЯ форма организации учебного взаимодействия подготовка вопросов к знакомому тексту; составление плана по знакомому тексту; составление плана по пунктам незнакомого текста; определение актуальных и новых моментов знакомого научного текста и др. виды заданий к текстам научного стиля проверка д/з, инд. работ сокурсников; обсуждение в группах результатов и ошибок
Взаимодействие обучаемых на занятиях по РКИ (из опыта работы) ПАРНАЯ форма организации учебного взаимодействия «сильный сильный» «слабый слабый» Цель: организация речемыслительной активности каждого обсуждение д/з репродуктивного характера; закрепление нового лексико-грамматического материала; ответы на вопросы к тексту; дополнение фраз с пропущенными словами; составление несложных планов;
Взаимодействие обучаемых на занятиях по РКИ (из опыта работы) ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Цель: индивидуальный контроль; раскрытие личности обучаемого контрольная работа, тест; задания для КСР (контролируемая самостоятельная работа) на карточках для индивидуальной работы; лексическая работа с творческим элементом; письменное задание (эссе, сочинение и др.)
I. сильные д/з взаимопроверка слабые д/з фронтальная проверка II., сильные изучение нового материалов по схемам, таблицам, примерам (индивидуально) инд. помощь преподавателя, слабые КСР, тесты по изученному материалу, материалам д/з Взаимообучение на занятиях по РКИ. Структура занятия (из опыта работы)
III. сильные слабые объяснение нового материала (можно на родном языке) IV. сильные а) творческие задания; б) задания на проверку уровня усвоения нового материала ( фронтальная работа ), слабые упражнения на закрепление нового материала (индивидуально) Взаимообучение на занятиях по РКИ. Структура занятия (из опыта работы)
V., сильные, слабые проверка индивидуального задания обсуждение результатов на родном/ русском языке V I.,, сильные слабые индивидуальная оценка за самостоятельную работу оценка работы «преподавателя» (сильного) в зависимости от количества «пропущенных» ошибок. Взаимообучение на занятиях по РКИ. Структура занятия (из опыта работы)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Шибко Наталья Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент