Рубен Авидзба, Национальный эксперт Законодательство и практический опыт, касающиеся ОВОС и СЭО в Таджикистане
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, EIA, (англ. Environmental Impact Assessment) термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (IAIA, International Association for Impact Assessment).англ. Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду Предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
Оценка воздействия на окружающую среду согласно Законодательству РТ это: - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления (Закон «Об охране окружающей среды»); - определение возможного воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности, предполагаемых изменений окружающей среды, а также прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений; (Закон «Об Об экологической экспертизе»)
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) Объектами оценки для осуществления процедуры ОВОС являются: -предпроектные и проектные документы, определяющие воздействие на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности
Законодательство Республики Таджикистан об ОВОС Национальные законодательные и нормативные акты по ОВОС: Закон РТ «Об охране окружающей среды» (2011); Закон РТ «Об экологической экспертизе» (2012); Порядок Оценки воздействия на окружающую среду (2006);
Законодательство Республики Таджикистан об ОВОС Закон Республики Таджикистан «Об охране окружающей среды» от 2 августа 2011 года 760 Статья 5. Основные принципы охраны окружающей среды Среди прочих: - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; - оценка воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
Законодательство Республики Таджикистан об ОВОС Статья 12. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды Согласно этой статьи «….граждане имеют право участвовать в процессе обсуждения и принятия решений относительно проектов планов, программ и законодательных актов, касающихся окружающей среды, в процедуре оценки воздействия на окружающую среду и других решений,…» Статья 15. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду Органы государственной власти Республики Таджикистан, органы самоуправления поселков и сел и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.
Законодательство Республики Таджикистан об ОВОС ГЛАВА 6. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Статья 35. Оценка воздействия на окружающую среду 1. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, включая здоровье населения. 2. Оценка воздействия на окружающую среду является обязательной процедурой и проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественности. 3. Перечень видов деятельности и требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются положением, утверждаемым Правительством Республики Таджикистан
Законодательство Республики Таджикистан об ОВОС Закон Об экологической экспертизе, от 16 апреля 2012 года 818 ГЛАВА 5. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Статья 21. Планирование и проектирование новых объектов и видов деятельности 1. Планирование и проектирование новых объектов и видов деятельности, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное влияние на окружающую среду, осуществляется на основе материалов по оценке воздействия на окружающую среду, подвергаемой в обязательном порядке государственной экологической экспертизе. 2. Перечень объектов и видов деятельности, для которых обязательна разработка материалов по оценке воздействия на окружающую среду, определяется Правительством Республики Таджикистан.
Законодательство Республики Таджикистан об ОВОС Статья 22. Организация и проведение оценки воздействия на окружающую среду 1. Организация и проведение оценки воздействия на окружающую среду на всех этапах планирования и проектирования объектов и новых видов деятельности, финансирование разработки материалов по оценке воздействия на окружающую среду, организация общественных обсуждений намечаемой деятельности, представление материалов по оценке воздействия на окружающую среду необходимых для государственно геологической экспертизы, осуществляются заказчиком. 2. Порядок организации и проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется Правительством Республики Таджикистан.
Законодательство Республики Таджикистан об ОВОС Порядок оценки воздействия на окружающую среду утвержден Постановлением Правительства 464 от 3 октября 2006 г. - подробно описывает стадии оценки воздействия и устанавливает права и обязанности заказчика, органов государственной власти, общественности и других участников на каждой из этих стадий; - четко устанавливает процедуру участия общественности в оценке воздействия; - устанавливает требования к документации (материалам) по оценке воздействия.
Законодательство Республики Таджикистан об ОВОС Согласно вышеуказанному Порядку, документация по ОВОС должна содержать: 1. Материалы, в которых устанавливаются, описываются и оцениваются ожидаемые прямые или косвенные воздействия намечаемых объектов и видов деятельности на: а) климатические условия, атмосферный воздух, поверхностные, грунтовые и подземные воды, почвы, недра, ландшафты, особо охраняемые природные территории, растительный и животный мир, функциональность и стабильность экосистем, население; б) природные ресурсы; в) культурные и исторические памятники; г) качество среды в городских и сельских поселениях; д) социально – экономическую ситуацию. 2. Оценка предлагаемых альтернативных решений и обоснование наилучшего решения. 3. Предлагаемые мероприятия или условия, которые должны исключат или смягчать ожидаемое негативное воздействие, либо мероприятия и условия, которые усиливали бы положительное воздействие на окружающую среду намечаемых объектов и видов деятельности. 4. Оценку последствий в случае, если намечаемые объекты и виды деятельности не будет реализованы.
Стратегическая экологическая оценка (СЭО) Хотя в настоящее время Таджикистан еще не присоединился к Протоколу о Стратегической экологической оценке однако де-факто положения этого документа в той или иной форме реализуются в Таджикистане. Стратегическая экологическая оценка (СЭО) – это оценка возможных экологических последствий, включая воздействие на здоровье, которая предполагает определение сферы охвата оценки и подготовку экологического отчета, вовлечение общественности и проведение консультаций, принятие во внимание экологического отчета и результатов участия общественности и консультаций при разработке плана или программы (статья 2, параграф 6 Протокола по стратегической экологической оценке к Конвенции по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном Контексте). - это систематический процесс, основанный на принципе предотвращения и используемый для анализа экологических последствий предлагаемых планов, программ и других стратегических инициатив и их учета в системе принятия решений. - это набор подходов, которые позволяют на ранних стадиях разработки стратегического документа (политики, плана, программы) оценить потенциальные негативные и позитивные последствия внедрения этого документа для окружающей среды, и предложить мероприятия по снижению негативного и усилению позитивного воздействия. СЭО во многом возникла на основе принципов, процесса и процедуры ОВОС
ОВОС и СЭО ОВОС и СЭО Различия в процедуре и содержании между СЭО и ОВОС ОВОС направлена на предсказание с использованием установленных технических норм, правил и стандартов возможных воздействий конкретного проекта или объекта на природные комплексы. Процесс СЭО рассматривает экологические факторы в плане их влияния на окружающую среду при разрабатываемых планировочных и организационных решениях. ОВОС в основном сосредоточена на влиянии хозяйственного или иного объекта на природные комплексы СЭО способствует более полному учету экологических вопросов и их интерпретации при принятии решений стратегического порядка.
Ведомственные нормативные акты Инструкция Государственного Комитета по охране окружающей среды и лесного хозяйства РТ о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений разделов ОВОС, ООС и проектно-технических документаций (утверждена Приказом от г. 77) Порядок прохождения административных процедур, связанных с осуществлением строительной деятельности в Республике Таджикистан (утверждён Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 6 мая 2009 г.. 282) Кроме того вопросы связанные с применением положений ОВОС и СЭО регулируются: Отраслевыми законами; Решениями Правительства; Приказами по министерствам и ведомствам. СНИПами; Правилами и руководствами, Инструкциями;
Международные правовые механизмы, применяемые в Таджикистане Процедуры международных организаций, осуществляющих инвестиционные проекты в Таджикистане, в первую очередь – процедуры Всемирного банка, Азиатского Банка Развития и Европейского Банка Реконструкции и Развития, а также других международных финансовых институтов
Пробелы в законодательстве Пробелы, выявленные в процессе применения «Порядка оценки воздействия на окружающую среду» недостаточно четкая регламентация процедуры ОВОС, отсутствие четко установленных обязанностей заказчика и механизмов реализации прав общественности; отсутствие прямых указаний на необходимость подготовки материалов ОВОС в виде общественно доступного документа.
Пробелы в законодательстве Пробелы действующих нормативно-правовых документах по ОВОС -не соотнесены в явном виде этапы ОВОС с этапами подготовки обосновывающей документации по намечаемой деятельности (предпроектная, проектная документация, и т. п.); -отсутствие механизма классификации проектов по степени их экологической опасности и различных процедур для объектов различных категорий (в соответствии с этой классификацией); -отсутствие обязательного состава материалов – содержания ОВОС; -недостаточность разъясняющих методических документов в области ОВОС; -отсутствие методических рекомендаций к проведению ОВОС «стратегических» инициатив (проектов программ, планов, правовых актов и т. п.).
Пробелы в законодательстве С принятием Закона Республики Таджикистан «Об экологической экспертизе» «Порядок оценки воздействия на окружающую среду» вступил в противоречие со статьями 9, 14, 21 и 22 Закона по формальному признаку – наличию перечня объектов, для которых проведение ОВОС обязательно. «Порядок ОВОС» не соотнесен в явном виде с этапами разработки обосновывающей документации (предплановых, предпроектных и проектных документов). Потому требуется разработка соответствующих нормативных/методических документов, регулирующих содержание работ по ОВОС для различных этапов подготовки обосновывающей документации. В частности, для инвестиционных проектов целесообразно соотнести этапы ОВОС с этапами подготовки инвестиционных проектов. «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений разделов ОВОС, ООС и проектно-технической документации» не соотнесена с процедурой ОВОС
Рекомендации по улучшению применения положений ОВОС и СЭО в Таджикистане 1. Законодательно должно быть закреплено участие общественности на стадиях сбора информации, учет письменных общественных комментариев, проведение общественных слушаний и рассмотрение обращений (если таковые имеются) 2. Соотнести этапы ОВОС с этапами подготовки обосновывающей документации по намечаемой деятельности (предпроектная, проектная документация и т. п.). 3. Разработать соглашение между общественностью и уполномоченным государственным органом РТ о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды, где среди прочих были бы положения об ОВОС и СЭО.
Рекомендации по улучшению применения положений ОВОС и СЭО в Таджикистане 4. Выработать механизм классификации проектов по степени их экологической опасности и различных процедур для объектов различных категорий (в соответствии с этой классификацией). 5. Разработать разъяснительные методические документы в сфере ОВОС/СЭО. 6. Подготовить методические рекомендации по проведению ОВОС «стратегических» инициатив (проектов программ, планов, правовых актов и т.п.)». 7. Создать и внедрить систему предоставления информации всем заинтересованным сторонам в части методологии имплементации оценки воздействия на окружающую среду
Совершенствование нормативно-правовой базы применения ОВОС и положений СЭО устранение внутренних противоречий нормативно- правовой базы в области ОВОС, а также имеющейся несогласованности с требованиями ресурсного, отраслевого, банковского, административного законодательств; гармонизация требований природоохранного законодательства Республики Таджикистан в области ОВОС и СЭО с нормами, закрепленными в международных конвенциях и соглашениях; создание условий, в том числе, путем изменения (дополнения) ресурсного, отраслевого, банковского, административного законодательств, обеспечивающих обязательное проведение ОВОС при разработке обосновывающей документации для эффективного проведения экологической экспертизы документации по намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Практика применения положений ОВОС и СЭО Оценка воздействий на окружающую среду и социально-экономическое положение района проекта разработки Пакрутского месторождения золота в Республике Таджикистан Душанбе, февраля 2007 г.
Основные этапы проведения ОВОС 1. Первоначальный обзор перспектив проекта и выявление основных вопросов, вызывающих обеспокоенность. 2. Проведение базовых исследований социально- экономических условий и состояния окружающей среды. 3. Выявление воздействий проекта на окружающую среду и социально-экономическое положение затронутого населения. 4. Планирование мер по ликвидации или снижению воздействия. Практика применения положений ОВОС и СЭО
Социальные вопросы проекта Условия и уклад жизни местных сообществ. Проведение консультаций и разъяснительной работы с населением Источники дохода и зависимость благосостояния от природных ресурсов и окружающей среды. Оценка ожидаемых преимуществ и угроз в случае реализации проекта Практика применения положений ОВОС и СЭО
Основные аспекты влияния проекта на снижение бедности Диверсификация и расширение экономической деятельности (например, появление пасеки стало возможным только после восстановления дороги. 37% работников ООО«Пакрут» являются местными жителями. Они успешно освоили сложные технические профессии. Заработная плата колеблется от 250 до 800 и более сомони в месяц. Практика применения положений ОВОС и СЭО