ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
Критерии оценки психологического здоровья:
Адекватность восприятия ситуации Адекватность восприятия ситуации Оптимальный уровень активизации и нервно- психического напряжения Оптимальный уровень активизации и нервно- психического напряжения Способность владеть своими мыслями, чувствами, действиями в соответствии с ситуацией. Способность владеть своими мыслями, чувствами, действиями в соответствии с ситуацией.
Коммуникативная эффективность Коммуникативная эффективность Способность к произвольной включенности в происходящее без уплывания мыслей в прошлое или будущее. Способность к произвольной включенности в происходящее без уплывания мыслей в прошлое или будущее. Оптимальный уровень интеллектуальной работоспособности. Оптимальный уровень интеллектуальной работоспособности.
Свобода от различного рода зависимостей (пищевой (переедания), курения, алкоголизма и др.) Свобода от различного рода зависимостей (пищевой (переедания), курения, алкоголизма и др.) Способность радоваться жизни, любить и быть любимым. Способность радоваться жизни, любить и быть любимым. Способность принять себя, удовлетворенность жизнью, потребность в самоактуализации. Способность принять себя, удовлетворенность жизнью, потребность в самоактуализации.
Умение сохранять оптимистичный настрой в трудных жизненных ситуациях. Умение сохранять оптимистичный настрой в трудных жизненных ситуациях. Наличие чувства юмора. Наличие чувства юмора. Способность к альтруизму, желание творить добро, помогать другим. Способность к альтруизму, желание творить добро, помогать другим.
Социальные факторы риска
Пропаганда эгоистичного индивидуализма. Пропаганда эгоистичного индивидуализма. Погоня за материальными ценностями (индикатор ситуации – преобладание в общении обсуждения денежных вопросов) Погоня за материальными ценностями (индикатор ситуации – преобладание в общении обсуждения денежных вопросов) Общение с позиции силы (физической, финансовой и др.) Общение с позиции силы (физической, финансовой и др.) Использование слабого, а не помощь ему. Использование слабого, а не помощь ему. Прагматизм. Прагматизм. Расслоение общества по имущественному признаку. Расслоение общества по имущественному признаку. Общее снижение культурного уровня. Общее снижение культурного уровня. Негативное массированное влияние СМИ Негативное массированное влияние СМИ
Стресс в школе Стресс – это неспецифическая реакция организма на изменение окружающей среды, направленная на адаптацию организма к этим изменениям. Стресс – это неспецифическая реакция организма на изменение окружающей среды, направленная на адаптацию организма к этим изменениям.
Стресс возникает в ответ на любые изменения (как приятные, так и неприятные). Радость и печаль вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме.
Дистресс – вредоносный стресс, превышающий адаптационные ресурсы организма. Дистресс – вредоносный стресс, превышающий адаптационные ресурсы организма.
Признаки дистресса апатия, апатия, безынициативность безынициативность раздражительность раздражительность навязчивые мысли навязчивые мысли трудоголизм, невозможность расслабиться трудоголизм, невозможность расслабиться ощущение, что находишься на грани сил ощущение, что находишься на грани сил нарушения аппетита нарушения аппетита головные боли головные боли бессонница бессонница
Адаптационные возможности организма (запас жизнеспособности) ОГРАНИЧЕНЫ. Любой стресс оставляет после себя необратимые химические рубцы.
Задача человека – определить для себя оптимальный уровень стресса, необходимый для самореализации.
Сильное тонизирующее средство – помни то, что ты делаешь, то, что ты делаешь, имеет смысл. И делай это с радостью.
Самые мощные средства преодоления дистресса Любовь и поддержка близких людей Любовь и поддержка близких людей Сон Сон Закаливание Закаливание Сауна, бассейн, спорт Сауна, бассейн, спорт Аутогенная тренировка, релаксация Аутогенная тренировка, релаксация Юмор, самоирония Юмор, самоирония Трудотерапия с удовольствием (огород, цветы и др.) Трудотерапия с удовольствием (огород, цветы и др.) Ароматерапия (масла: сандал, душица, иланг-иланг, лаванда, мелисса) Ароматерапия (масла: сандал, душица, иланг-иланг, лаванда, мелисса) ТВОРЧЕСТВО ТВОРЧЕСТВО
Приемы снижения эмоционального напряжения 2 раз в день 20 минут побыть в полной тишине 2 раз в день 20 минут побыть в полной тишине расслабить глазные мышцы. расслабить глазные мышцы. расслабить артикуляционные мышцы расслабить артикуляционные мышцы потянуться, прогнуться назад. потянуться, прогнуться назад. 3-4 минуты подышать брюшным дыханием, Дышать медленно, не спеша, с удовольствием. 3-4 минуты подышать брюшным дыханием, Дышать медленно, не спеша, с удовольствием. всем телом потянуться вверх, к солнцу, всем телом потянуться вверх, к солнцу, Сделать взмах, немного отводя руки назад. Повторить 3 раза. Сделать взмах, немного отводя руки назад. Повторить 3 раза. Подержать ладони под струей теплой воды Подержать ладони под струей теплой воды
Символика цвета: спокойная гамма
Символика цвета: радостная гамма
Символика цвета: легкая грусть
Символика цвета: угнетающая гамма
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО: Если ученик во время написания диктанта не видит лица учителя, то он не усваивает 15 % информации Если ученик во время написания диктанта не видит лица учителя, то он не усваивает 15 % информации
В общении 82 % информации человек получает с помощью невербальных и паралингвистических средств коммуникации В общении 82 % информации человек получает с помощью невербальных и паралингвистических средств коммуникации
Человек легче вспоминает то, что видел, если его взгляд направлен влево вверх Человек легче вспоминает то, что видел, если его взгляд направлен влево вверх
Человек легче вспоминает Человек легче вспоминает то, что слышал, если его взгляд направлен влево на уровне глаз
Человек легче конструирует зрительные образы, если его взгляд направлен вправо вверх Человек легче конструирует зрительные образы, если его взгляд направлен вправо вверх
Человек легче представляет звуки, если его взгляд направлен вправо на уровне глаз Человек легче представляет звуки, если его взгляд направлен вправо на уровне глаз
Движения человек осваивает лучше, если его взгляд направлен вправо вниз Движения человек осваивает лучше, если его взгляд направлен вправо вниз
Учет своих психофизиологических особенностей и особенностей детей позволяет оптимизировать процесс обучения
Уважайте потребности Вашего организма! Придерживайтесь здоровых привычек! Радуйтесь! Вовремя отдыхайте! Ищите смысл в своей деятельности! Балуйте себя творческими идеями!