Инновационная деятельность учителя в контексте современной образовательной политики: требования времени и введение ФГОС Бондарев Петр Борисович 9 дека бря 2011, г. Геленджик
История школы как института XII век, Ярослав - Киевская школа «Учения книжного»: «Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери этих детей плакали о них: ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых» (Повесть временных лет») По свидетельству историка образования А.М. Цирульникова, до XVIII в. «Ни правительственных, ни общественных школ не было, зато имелось много мелких частных училищ. … Содержались они, как правило, вольными учителями, - мастерами», позже и «мастерицами». … Обучение было индивидуальным, в классе, как в малокомплектной школе, сидели отроки и отроковицы разного возраста».
Школа как институт охранения абсолютизма Николай I, из обращения к министру просвещения, 1826 г.: «Обозревая с особенным вниманием устройство учебных заведений, в коих российское юношество образуется на службу государству, я с особым сожалением вижу, что не существует в них должного и необходимого однообразия, на коем должно быть основано как воспитание, так и учение». От институтов - к инновациям
Школа как институт охранения абсолютизма «Составление однообразных руководств по всем без исключения предметам, весьма важно в политическом отношении, ибо без таковых руководств, во-первых учебные заведения никогда не достигнут единства в образовании своих воспитанников, а, во- вторых, высшее начальство никогда не будет определенно знать, в каком направлении воспитывает оно своих учеников, что при неблагонамеренности хотя и малого числа лиц может постепенно привести Россию на край пропасти, ибо, пользуясь правом избирать для себя руководства … преподаватель может читать воспитанникам, что захочет». От институтов - к инновациям
Школа как институт охранения абсолютизма Направление, средства и цель умственного образования будут как лошади на вожжах, в руке главного начальника; захочет – поворотит вправо, влево, остановит, прибавит рыси и т.д. учитель же, отступивший произвольно от руководства, подвергается суду как государственный преступник. (Начальник штаба военно-учебных заведений Я.И.Ростовцев, член Государственного совета с 1853 г). Я.И.Ростовцев От институтов - к инновациям
Наше наследие: сталинский уклад образования в российской школе господство «единственно правильного» ответа, одномерность содержания, закрепленная в БУП (единая трудовая школа); представление знаний в готовом виде, система упражнений на его закрепление, контроль за исполнением предписаний; психология обучения в соответствии с гербартианским принципом «надзор-угроза-наказание».
Институциональный и средовой подходы к школе Школа – это важнейший социальный институт; Дети – это ученики; Учение и развитие учеников – это результат их обучения в школе; Следует оградить школьное детство от улицы. Но: Школа – это хранилище мифов и ритуалов; Дети – это больше чем ученики; Мы учимся жить и развиваемся не в школе; Следует оградить уличное детство от школы. Иван Иллич «Освобождение от школярства» 1970 г.
Эпиграф: Я не могу допустить, чтобы школа помешала мне получить образование Гекльберри Финн (Марк Твен)
Оценка качества образования Из всего, что предназначается на земле для людей невинных, самое ужасное это школа. Начать с того, что школа это тюрьма. Однако в некоторых отношениях она еще более жестока, чем тюрьма. В тюрьме, например, вас не заставляют читать книжки, написанные тюремщиками и их начальниками... даже в те часы, когда ты убегал из этого стойла, из-под надзора тюремщика, ты не переставал терзать себя, склоняясь над ненавистными школьными учебниками, вместо того чтобы отважиться жить Джордж Бернард Шоу
Качество образования (ЮНЕСКО) реализация установленных стандартов достижение целей образования в различных социокультурных контекстах соответствие требованиям основных и заинтересованных потребителей непрерывное стремление к совершенствованию образования и инновации
Сквозные образовательные результаты по ФГОС Образовательные: Самостоятельность Инициативность Ответственность
Новые ФГОС: Требования к результатам образования; Требования к образовательной программе ОУ; Требования к условиям реализации ОП (в т.ч. – к психолого- педагогическим). Ключевая идея: уход от всеобщего минимума к индивидуальному максимуму.
Проблемные ситуации ФГОС «Востребованные» жизнью знания или «знания ради экзамена»? Миссия школы – содействие становлению личности или – сформировать ЗУНы, УУДы? Общее как индивидуальное (разное) или «общее» как единое (одинаковое) образование?
Соответствие требованиям основных и заинтересованных потребителей В конце концов, мы учимся не для школы, а для жизни, мы в ней желаем выступать деятелями. Если характерные и существенные свойства жизни разнообразие и изменчивость, то единообразие и необычайная тугость на реформы в образовательной сфере не согласны с тоном жизни. Рутинная школьная система, постоянно смотрящая назад, а не вперед, будет плохо подготовлять к жизни, к усвоению и правильной оценке ее новых приобретений. П.Ф. Каптерев
Соответствие требованиям основных и заинтересованных потребителей Образовательная среда должна быть представлена как пространство действия и возможность трансформации. В центре внимания педагогов- исследователей должно находиться не то, что среда делает с ребёнком, а то, что ребёнок делает со средой. И.Д. Фрумин.
Достижение целей образования в различных социокультурных контекстах (ОБСЕ) Демографический контекст Распределение населения по уровням квалификации. Гендерные различия в образовании. Доля молодежи в общем составе населения. Социальный и экономический контекст. Использование государственного языка дома и в школе. Распределение населения по уровню образования на рынке занятости. Безработица среди населения, распределение безработных в зависимости от пола и возраста. Национальный доход на душу населения.
Непрерывное стремление к совершенствованию образования и инновациям Особое внимание учебным и внеучебным достижениям школьников Единственный путь улучшить результаты – это повысить качество образовательной деятельности Сотрудничество учителей, школ, властей, общественности Концентрация на деятельности школьников и на том, какими методиками пользуется учитель. Оказание особой поддержки школам, находящимся в трудных обстоятельствах Развитие внутренней рефлексивности школ
Показатели программы «Qualitetan skola» в Швеции, система оценки школьного образования в Великобритании «Office for Standards in Education» с использованием элементов подхода TQM 1. Ориентация на потребителя 2. Лидерство руководства 3. Менеджмент на основе понимания процессов 4. Вовлечение персонала в деятельность по совершенствованию 5. Непрерывная познавательная деятельность и инновации 6. Развитие партнёрства 7. Взаимодействие с обществом 8. Ориентация на результаты
1-е поколение ПТ. Объяснительно-иллюстративные (трансляционные) технологии обучения Ориентированы на передачу ученику содержания обучения в «натуральном» виде. «Знай свой предмет и доступно его изложи». «Осуществляй постоянный фронтальный контроль знаний учащихся – это лучшая мотивация на учёбу». «Изложение материала – восприятие – запоминание – воспроизведение – закрепление – применение». «Повторение – мать учения» (и прибежище ослов). «Следует применять проверенные временем и надёжные технологии традиционного обучения».
2-е поколение ПТ. Технологии адаптивного обучения Ориентированы на формирование у учащихся ЗУНов, УУД и т.п. с учётом их особенностей. «Все ученики разные, каждый усваивает материал в своём темпе и на своём уровне глубины». «Объяснение материала должно быть приспособлено к уровню класса, его особенностям». «Нужно к каждому ученику найти свой подход и научить его на уровне его способностей». «Следует применять методику дифференцированного (разноуровневого) обучения».
3-е поколение ПТ. Технология развивающего обучения Ориентирована на развитие способностей и личности учащихся средствами предмета, используются активные методы и формы обучения. «Все дети талантливы, надо только создать условия для раскрытия их способностей». «Доверяй природе человека, она ведёт к его развитию». «Принимай человека таким, какой он есть, помоги ему стать тем, кем он может быть». «Научи учащегося учиться и саморазвиваться». «Школа должна учить не мыслям, а мыслить».
Требования к технологии работы учителя в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования ПТ должна способствовать становлению индивидуальных образовательных маршрутов подростков; ПТ должна моделировать условия для разных видов деятельности подростков, сделав акцент на учебно- исследовательской и проектной деятельности ПТ должна учитывать определенные возрастные «ритмы» в образовательном процессе (5-6 и 7-9 классы) ПТ должна использовать возможности информационно- образовательной среды ПТ должна задавать инструменты, оценочные процедуры, с помощью которых можно отследить динамику развития подростков