(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies Школьное образование и интеллектуально- инновационный потенциал ЧР Записки постороннего AGL Technologies Ахметзянов Изяслав Дмитриевич, действительный член (академик), вице-президент Регионального отделения АЭН РФ, исполнительный вице-президент AGL Technologies Co., Ltd., Сеул, Республика Корея.
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies Послание президента Д.Медведева Благополучие России в относительно недалёком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодёжь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности Для достижения этих целей начинать надо с самого начала – с воспитания новой личности уже в школе Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies Послание президента Н.Федорова "Чувашия из будущего и для будущего" Мы совершили настоящую революцию в школе, много интересного сделано в начальном и среднем специальном профессиональном образовании. По оценкам Минобрнауки России, сегодня более 92 процентов чувашских школьников учатся в школах, отвечающих самым высоким мировым стандартам (по России – около 60 процентов). Чувашия находится на втором месте в стране по числу победителей школьных олимпиад. Число наших выпускников, поступающих в лучшие вузы страны, выросло в ХХI веке более чем в сто раз! Америка мечтает о таких показателях среднего образования!
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies И.Ахметзянов: Почти 15-ть лет я не имел непосредственного отношения к высшему и школьному образованию в РФ и ЧР, так как работал в корпорациях США и других стран, был также руководителем ряда международных инновационных проектов. Некоторые из этих проектов выполнялись совместно с университетами США, Европы и Азии, входящими в Топ-200 рейтинга THE (Times Higher Education) лучших университетов мира. Получил представление об уровне образования в мире, но стал хуже знать уровень высшего и школьного образования в РФ и ЧР. Именно поэтому назвал данную статью записками постороннего. AGL Technologies
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies Определение уровня школьного образования в РФ и ЧР и места, занимаемого им в мировом школьном образовании, решил выполнить на базе наиболее признанных, полных и достоверных исследований качества знаний школьников, проводимых международной организацией, созданной специально для этого – IEA. IEA (The International Association for the Evaluation of Educational Achievement) - Международная ассоциация по оценке школьной успеваемости. IEA - Международная ассоциация по оценке школьной успеваемости
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies IEA регулярно проводит различные глобальные исследования качества школьного образования. На мой взгляд, самыми показательными и важными из них для современного высокотехнологичного мира, являются исследования TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study – Тенденции в международном изучении математики и науки). Реально TIMSS – международная оценка знаний двух предметов: математики и, как называют в TIMSS, науки (естественных наук, в основном, физики), учащимися четвертых и восьмых классов. TIMSS - Тенденции в международном изучении математики и науки
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies TIMSS - Тенденции в международном изучении математики и науки TIMSS проводятся с 1995 года, раз в четыре года. В TIMSS контрольные задания по математике и науке одновременно во многих странах выполняют не самые лучшие, как на олимпиадах, а все школьники соответствующих классов большого числа школ, выбираемых с помощью статистических методов. То есть, это - самое полное и глобальное исследование знаний школьниками мира математики и естественных наук.
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies IEA - OECD & TIMSS-PISA Принято считать, что: Если Вы хотите проверить, какие знания получают дети в школе по математике и естествознанию, то следует использовать результаты международного исследования TIMSS, проводимого IEA. Если Вы хотите установить, умеют ли дети пользоваться полученными в школе знаниями, то обращайтесь к результатам международного исследования PISA, проводимого OECD.
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies PISA PISA - «Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся» (Programme for International Student Assessment) Организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР (OECD-Organization for Economic Cooperation and Development) страны, 60% мирового ВВП
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies Академик РАН В.А.Васильев У исследования PISA абсолютно неправильные представления о том, что действительно должны знать дети. В западных учебниках математики нет ни логарифмов, ни тригонометрических функций. Теоремы Пифагора там тоже нет. Задачи уже прошедшего исследования PISA закрыты. Имеется отчет, в котором опубликовано примерно 4-5 задач по математике (в естественно-научной части - это ровно две задачи). Они, на мой взгляд, совершенно дурацкие.
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies Академик РАН В.А.Васильев В программном документе PISA есть задача, ярко отражающая представление организаторов исследования о том, в чем состоит цель математики в современном мире. Эту задачу я опубликовал в сентябрьском (2009г.) номере "Заметок американского математического общества". Задача такая: в некоей стране национальный бюджет составляет 500 миллионов, а бюджет на оборону - 30 миллионов. В следующем году полный бюджет стал таким-то, а бюджет на оборону - таким-то. За это время инфляция составила столько-то. Задача состоит их двух подзадач. Первая: вас пригласили прочитать лекцию в обществе пацифистов. Вы собираетесь объяснить, что бюджет на оборону за это время понизился. Как вы это сделаете? Подзадача вторая: вас пригласили прочитать лекцию в военной академии. Вы собираетесь объяснить, что бюджет на оборону за это время вырос. Как вы сделаете это? После публикации этой задачи я написал в "Записках американского математического общества", что математика здесь рассматривается как средство для политической проституции. Несмотря на политкорректность, редколлегия статью напечатала.
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies Центр международного сотрудничества по развитию образования Установление сотрудничества с: Международной ассоциацией по оценке школьной успеваемости (IEA) – организатором исследований PIRLS и TIMSS Американской службой тестирования Educational Testing Service И.Вальдман
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies Что показывают результаты TIMSS? Как и следовало ожидать, высокие места занимают школьники самых высокотехнологичных стран с развитой инновационной экономикой. В инновационной экономике, которую часто называют экономикой знаний, именно знания, а не как в России – финансовые и сырьевые ресурсы, являются основным источником развития экономики и общества. Естественно, что в странах с такой экономикой создано прекрасное образование, и школьное, и высшее. В США только 1% миллионеров и 12% миллиардеров – по наследству. Остальные создали свои состояния на инновациях!
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies TIMSS-2007 Школьники России В TIMSS-2007 наши восьмиклассники заняли (по сумме баллов по двум предметам) 8–е место, уступив практически только школьникам высотехнологичных стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) и страны с традиционно высоким уровнем образования – Англии. Что касается наших «малышей» (четвероклассников), то они по сумме баллов по двум предметам в TIMSS-2007 заняли 5–е место, сразу за четвероклассниками Сингапура, Гонконга, Тайваня и Японии, довольно заметно опередив «малышей» из высокоразвитых стран Европы, США и Канады. Эти результаты не могут не вызывать уважения. Особенно, если учесть, что, согласно TIMSS, Россия является страной с самой низкой учебной нагрузкой среди цивилизованных стран. Число уроков за весь период школьного образования в РФ ниже, чем в странах ЮВА (~ в 1,5 раза), Европы (~ в 1,3 раза), в США и Канаде (~ в 1,2 раза).
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies TIMSS-2007 Школьники Чувашии Если бы чувашские школьники «соревновались» отдельно, то в TIMSS – 2007: восьмиклассники, заняли бы 3-е место, а четвероклассники, вообще – 1-е! Из вышесказанного следует очевидный вывод: российское школьное образование является одним из лучших в мире, а чувашское – чуть ли, вообще, не лучшим среди научного образования! С учетом того, что наши учителя добиваются столь высоких результатов за меньшее время обучения, то, пользуясь сленгом самих носителей этих результатов – наших школьников, можно оценить уровень чувашских учителей одним словом – супер!
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies PIRLS-2006 PIRLS ( Progress in International Reading Literacy Study) - Прогресс в области международного исследования грамотности чтения. PIRLS - исследование качества чтения и уровня понимания текста среди учащихся четвертых классов из разных стран. Проводятся с 2001 года, раз в пять лет. В PIRLS самыми грамотными были признаны российские дети! В PIRLS-2006 чувашские школьники набрали баллы, на 13,75%, превышающие баллы российских школьников!
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies TIMSS Advanced 2008 Расширенный TIMSS - для учащихся выпускных классов с расширенным изучением математики и физики. Репрезентативная выборка не менее, чем из 120 школ в каждой стране. Лучшие результаты в высшей математике были у россиян! В физике выпускники российских школ были 4-ми (при наименьшем числе часов изучения: 200час. за два года; в других странах -300…500час.). Школьники первых четырех стран показали знания выше «продвинутого» современного мирового уровня! Выпускники школ Чувашии набрали баллы, превышающие баллы российских выпускников, на 12%!
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies Все вышесказанное является не эмоциями, преобладающими в дискуссии о нашем школьном образовании, а фактом. Причем фактом, признанным мировым сообществом. Как говорят англичане, джентльмены не спорят о фактах, джентльмены спорят об их трактовке.
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies Моя трактовка причин, обеспечивающих столь высокий уровень чувашского школьного образования: замечательное отношение к своей работе самих наших учителей; приоритетное внимание, уделяемое президентом ЧР Н.Федоровым школьному образованию; большая, творчески проводимая работа Министерства образования и молодежной политики ЧР, (министр – Г.Чернова); особая роль Чувашского республиканского института образования (ЧРИО), (ректор - профессор В.Данилов).
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies Чувашский республиканский институт образования ЧРИО удалось создать современную систему непрерывного и качественного образования учителей. Требования качества и непрерывности образования являются главными требованиями к нему в условиях инновационной экономики. Официального рейтинга институтов повышения квалификации учителей нет. По экспертным оценкам ЧРИО является одним из лучших.
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies Послание президента Н.Федорова "Чувашия из будущего и для будущего" Нам необходимо решить две основные задачи: первая – модернизация существующих базовых отраслей, повышение их восприимчивости к инновациям; вторая – создание на всей территории республики высокотехнологичных секторов, определяющих перспективы развития в будущем Первый приоритет – Нанотехнологии Второй приоритет. Я недавно объявил о том, что Чувашская Республика реально может стать первым биорегионом России. По сути, в 2010 году будет дан старт «зеленой революции» в Чувашии Третий приоритет – развитие и использование конвергентных информационно-коммуникационных технологий Четвертое направление – развитие иных, кроме солнечного, альтернативных источников энергии Подход к новой экономике требует дальнейшего развития и повышения уровня образования, культуры и здравоохранения. Инвестиции в человека – не что иное, как прямые инвестиции в экономику.
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies Послание президента Н.Федорова "Чувашия из будущего и для будущего" Сегодня многие думающие жители Чувашии – родители и их дети – мечтают работать на строящемся в Новочебоксарске совместно с госкорпорацией «Роснанотех» производстве солнечных модулей с инвестициями в 20 млрд. 128 млн. рублей. Данное производство (а по сути, появление новой отрасли экономики России) будет сопровождаться организацией крупного научно- исследовательского центра, который станет работать в сотрудничестве с Физико-техническим институтом имени А.Ф. Иоффе Российской академии наук. Инвестиции в создание только его технологической базы составят более 1 млрд. 200 млн. рублей. Это тоже новые и интереснейшие рабочие места для талантливых людей и, прежде всего – молодежи. Одновременно ведем работу по формированию вокруг предприятия особой экономической зоны с рабочим названием «Хĕвел айлăме» (Солнечная долина) Планируемый ежегодный объем производства инновационной продукции – более 30 млрд. рублей. Дополнительная потребность, но снова в квалифицированных специалистах и рабочих XXI века – более 3 тыс. человек. micromorph ®
(С) И.Ахметзянов. АЭН ЧР. AGL Technologies Желаю достижения в Год учителя новых больших результатов! Ахметзянов Изяслав Дмитриевич AGL Technologies