Вопросы развития дошкольного образования
становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости Миссия дошкольного образования
Мировые тенденции развития дошкольного образования Подготовка к школе с акцентом на академическую составляющую методологии и программ (Англо- Саксонский мир + Франция) Личностно- ориентированный, социально- конструктивистский подход (Северная и Центральная Европа)
Северно-Европейская модель основана на требованиях к воспитательной и образовательной среде дошкольной образовательной организации, обеспечивающих достижение результата Англо-Саксонская модель основана на требованиях к результатам, которые демонстрируют дети Содержание образования
Академическая модель Личностно- ориентированная модель Интеллектуальное развитие Мотивация к обучению Грамотность, счет Креативность Самостоятельность Предметные знания Уверенность в себе Общие знания и навыки Инициативность Краткосрочные результаты Долгосрочные результаты
- В большинстве стран дошкольное образование начинается в раннем возрасте (до 3-х лет) - Запрос на раннее дошкольное образование (до 3-х лет) превышает предложения в большинстве стран - Участие в ранних программах демонстрирует лучшие результаты в дальнейшем Основные выводы ОЭСР
- государство – готовность к школе и полноценное социальное психоэмоциональное и физическое развитие ребенка - для работающих родителей – доступность высококачественного ухода и присмотра за ребенком - для общества, как правило, смешанные ожидания. (для национальных меньшинств, к примеру, это - передача родной культуры и языка) Ожидания от систем дошкольного образования
От учебно-дисциплинарной к модели личностного развития, опосредованного совместной деятельностью
Преемственность уровней образования (единая философия образования для всех уровней образования) Социально-конструктивистское понимание образования в рамках культурно-исторического, деятельностного подхода
ФГОС направлен на обеспечение формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса становления основ российской гражданской идентичности детей дошкольного возраста формирования социокультурной среды дошкольного детства развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка вариативности дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей развития, интересов и образовательных потребностей воспитанников (включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов) преемственности дошкольного и начального уровней общего образования
Методологические основы ФГОС дошкольного образования Методологические основы ФГОС дошкольного образования Культурно- историческая концепция Деятельностный подход
Требования к результатам освоения ООП Результаты включают в себя подлежащие развитию и усвоению в дошкольном возрасте: физические качества навыки здорового образа жизни, личной гигиены личностные качества социально-коммуникативные качества и установки ценностно-смысловые и нравственные ориентиры эмоциональное развитие интеллектуальное развитие творческие способности развитие речи и языковых способностей первичные представления и знания ребенка о себе, предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет; элементарные представления из мира живой природы, естествознания, математики, техники, истории и окружающего мира, предпосылки грамотности, знакомство с книжной культурой, детской литературой, функциями письма и чтения.
Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников
Требования к структуре ООП Принципы формирования ООП: возрастной адекватности, предполагающий учет биологического и психологического возраста воспитанников развивающего образования, согласно которому целью воспитания и обучения является разностороннее полноценное развитие ребенка сочетания полноты (направленности на полноценное развитие ребенка и реализацию его индивидуальных возможностей), необходимости и достаточности (определения средств, способных обеспечить полноценное развитие ребенка и реализацию его индивидуальных возможностей) интеграции всех компонентов содержания, обеспечивающей целостность дошкольного образования комплексно-тематического построения, создающего смысловые предпосылки программы учета гендерной специфики учета особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья преемственности с основной образовательной программой начального общего образования.
Требования к структуре ООП Содержание образования должно охватывать развивающие направления: Социально - личностное Познавательно - речевое Художественно - эстетическое Физическое
Требования к условиям реализации ООП Кадровые условия Финансовые условия Материально-технические условия Психолого-педагогическое обеспечение Учебно-материальное обеспечение Медико-социальное обеспечение Информационно-методические условия