Храм Христа Спасителя Исследование истории создания, разрушения и воссоздания храма Работа выполнена Агибаловой Екатериной Руководитель Ягненкова Надежда Владимировна 2012 год ДШИ г.Светлого
Познакомиться с историей создания Храма Христа Спасителя в Москве. Изучить особенности архитектуры храма Получить представление о живописном оформлении храма
25 декабря 1812 года российский император Александр I издал манифест, по которому в Москве предполагалось возвести храм в честь победы России над армией Наполеона. « В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели…», - говорилось в манифесте. Идея создания храма-памятника погибшим в Отечественной войне 1812 года зародилась в обществе "Беседа любителей русского слова", целью своей провозгласившим укрепление в России патриотического чувства при помощи русского языка и словесности. Членами общества были Гавриил Державин, Дмитрий Писарев, Иван Крылов, а председателем и учредителем адмирал Александр Шишков.
В 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, В. П. Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. «Х рам во имя Христа Спасителя! Идея новая. Доселе христианство воздвигало свои храмы во имя какого-либо праздника, какого-нибудь святого; но тут явилась мысль всеобъемлющая... Я понимал, - писал Витберг, - что этот храм должен быть величествен и колоссален, перевесить наконец славу храма Петра в Риме. Надлежало, чтоб каждый камень его и все вместе были говорящими идеями религии Христа, чтоб это была не груда камней, искусным образом расположенная; не храм вообще, но христианская фраза, текст христианский.»
Согласно плану Витберга, местом возведения храма Христа Спасителя должны были стать Воробьевы горы, а сам собор должен был состоять из трех частей, связанных между собой и символизировавших Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижнем храме предполагалось похоронить останки павших в боях во время Отечественной войны 1812 года. «Вы отгадали мое желание, удовлетворили мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до двадцати проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни» - таков был императорский вердикт.
Лучшее описание храма дал А.Герцен." Нижний храм, иссеченный в горе, имел форму параллелограмма, гроба, тела; его наружность представляла тяжелый портал, поддерживаемый почти египетскими колоннами; он пропадал в горе, в дикой необработанной природе. Дневной свет скудно падал в него из второго храма, проходя сквозь прозрачный образ Рождества. В этой крипте должны были покоиться все герои, павшие в 1812 году, вечная панихида должна была служиться о убиенных на поле битвы, по стенам должны были быть иссечены имена всех их, от полководцев до рядовых. На этом гробе, на этом кладбище разбрасывается во все стороны равноконечный греческий крест второго храма - храма распростертых рук, жизни, страданий, труда. Колоннада, ведущая к нему, была украшена статуями ветхозаветных лиц. При входе стояли пророки. Они стояли вне храма, указывая путь, по которому им идти не пришлось. Внутри этого храма были вся евангельская история и история апостольских деяний. Над ним, венчая его, оканчивая и заключая, был третий храм в виде ротонды. Этот храм, ярко освещенный, был храм духа, невозмущаемого покоя, вечности, выражавшейся кольцеобразным его планом. Тут не было ни образов, ни изваяний, только снаружи он был окружен венком архангелов и накрыт колоссальным куполом».
12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. По официальной версии вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено… На самом деле произошло следующее… Нужный для строительства камень решили везти из деревни Григово Верейского уезда и подмосковного села Васильевского. Доставку хотели осуществлять на баржах по Москве-реке, для чего построили плотину, чтобы поднять уровень воды. Во время работ мраморную жилу Васильевского разрушили, поля вокруг засорили камнями, затруднив земледелие, и владелец села Яковлев (отец Герцена, к слову) подал на Витберга в суд. Беда не приходит одна: по пути в Москву баржи затонули… В 1826 г., после длительной и бесплодной борьбы с чиновниками, Витберга обвинили в завышении сметных расходов. Покровитель Витберга, Александр I к тому времени скончался и защитить гениального архитектора, художника, но отнюдь не «крепкого хозяйственника» было некому. Жажда наживы людей, окружавших Витберга, его погубила. Начался долгий судебный процесс, где подлинные виновники ушли от ответственности, а Витберг оказался чуть ли не единственным виновником и в 1835 году, уже при Николае I, он был сослан в Вятку.
"Николай I велел сделать новый план храма в старинном русском стиле, - говорится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. - В таком именно духе и был выработан новый проект». Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя - на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разрушены, монастырь переведен в Сокольники. 10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового Храма. Константин Тон Николай I 10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Проект не гениальный, не захватывающий дух, но добротный… " Тон весьма хорошо уразумел, что в наше время не выдумывают новых языков, но совершенствуют и обогащают существующие наречия", - отзывался один из современников. Константин Тон строит много, прочно, тщательно и экономно: неоднократно получал он премии за "сбережение издержек". «Он был не гений, но и не заурядный зодчий» - лучше не скажешь. И он был востребованный, надежный – государю не стоило беспокоиться и ожидать от него чего-то экстраординарного, Тон хорошо чувствовал настроение и с легкостью вписывался в любые рамки.
В связи с решением возвести храм на месте бывшего Алексеевского женского монастыря долгое время существовала легенда, согласно которой одна из монахинь, возмущенная переносом монастыря, в сердцах прокляла место возведения храма и предрекла, что ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет. Как бы то ни было, место строительства было выбрано как нельзя более удачно: храм был виден с любой точки Москвы, а соседство с Кремлем подчеркивало глубокую связь нового храма Христа Спасителя с русской историей и культурой.
В плане храм представляет равноконечный крест, называемый еще греческим. Крестообразность достигалась не за счет пристройки портиков к прямоугольному или квадратному в плане основному объему храма, как в проекте Витберга и как вообще в храмах, созданных в стиле классицизма. Крестообразность - изначально присущая, исходная форма всего объема храма. Она возникла благодаря устройству ризалитов - выступающей вперед центральной части каждого из фасадов. Как и в проекте Витберга, крест - символ крестной муки, принятой павшими во имя спасения Отечества. Подвиг павших воинов сравнивается с искупительной жертвой Христа. Крестообразные в плане церкви не часто, но встречались в древнерусской архитектуре. Такой план имела знаменитая церковь Вознесения в Коломенском (1532), в виде равноконечного креста были спроектированы два наиболее знаменитые церкви в стиле барокко в Петербурге - собор Смольного монастыря и Никольский военно-морской собор. Плану здания в виде равноконечного креста соответствуют одинаковые по композиции и облику фасады (различаются они только тематикой расположенных на их поверхности скульптурных композиций).
Высота Храма до вершины креста - 103,48 м (это на 1,5 метра выше, чем Исаакиевский собор в Петербурге). В нем мог бы свободно поместиться "Иван Великий". Высота от карниза до маковки шара - 27,73 м, длина креста - 8,5 м. Кубический объем Храма равен куб. м. Внешняя его площадь была 6829,3 кв. м, внутренняя кв. м. Храм был рассчитан приблизительно на десять тысяч человек. Толщина наружных стен здания равна была 3,2 м, внутренних - 1,4 м. Между ними по примеру древних христианских храмов располагался коридор шириной 4,2 м. Стены были выложены из кирпича и частично белого камня; облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов, шошкинского порфира и киевского лабрадора.
Диаметр главного купола равен 29,87 м. Поверхность свода - то есть главы ,58 кв. м. Этот свод был выполнен без кружала и являлся подлинным шедевром русского строительного искусства. Для позолоты глав, крестов и балюстрад крыши потребовалось 422,2 кг золота, а меди ушло 176 тонн. На колокольнях висело 14 колоколов, самый большой из которых весил 27 тонн.
Грандиозной была отделка внутреннего убранства храма Христа Спасителя. Нижняя часть стен была украшена мрамором и мозаиками. Выше было отведено место для росписей. Опасаясь сырости, могущей повредить фрески, строители решили основу под них сделать откосным способом, очень трудоемким и дорогим: примерно в 7 см от кирпича стен на штырях делались своеобразные панели из толстой проволоки, перевитой пенькой и выровненной цементом. В декоре внутреннего убранства храма большое место занимала бронза с позолотой: из нее были сделаны перила хоров, огромная люстра-паникадило, подсвечники, кресты в алтарях, обрамления для икон. Ф. А. Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883 г.)
Напротив главного входа проектируется уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной бронзовым шатром. Необычность иконостаса, не имевшего аналогов и предшественников в древнерусской и послепетровской архитектуре и оставшегося единственным в своем роде, заключалась в том, что он имел вид шатрового храма, тип которого был распространен на Руси в XVI - первой половине XVII веков. Таким образом, появившийся в интерьере своего рода храм в храме подчеркивал уникальность храма Христа Спасителя, его высокое значение своеобразного Храма Храмов. Высота иконостаса храма составляла вместе с шатром 26,6 м.. В нижнем ярусе иконостаса находилось икона с изображением Вседержителя. Второй ярус был посвящён Господним и Богородичным праздникам. Иконы 3- его яруса изображали новозаветную церковь, четвёртый – ветхозаветную. Росписи главного алтаря изображали священные картины, повествовавшие о Рождении Спасителя и событиях последних дней его жизни на земле.
Пятикупольный, четырехстолпный, с характерным позакомарным перекрытием: каждая перекрытая сводом часть храма получала прямое выражение на фасадах в виде криволинейного завершения. Храм Христа Спасителя спроектирован Тоном по образцу восходившего к византийским образцам, наиболее величественного и одновременно традиционного типа древнерусской соборной церкви. Наряду с этим Тон воспроизводит и ряд второстепенных особенностей древней архитектуры. К таким элементам относились, например, килевидные очертания закомар, свойственные московским храмам XV - XVI веков. Форма главного купола и боковых глав-колоколен также восходит к древнерусским прототипам. Все они имеют характерную для московских храмов XV - XVI веков луковичную форму.
Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году - сведен свод большого купола; в 1849 году - завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте г г г г.
К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма год Строительство обошлось казне в 15 миллионов рублей (деньги на строительство храма включались в общую смету государственных расходов по ведомству путей сообщения и публичных зданий). И только на позолоту куполов и кровли приняли пожертвование от московского купечества более 20 пудов золота.
... Весной 1880 года к подножию храма Христа Спасителя, сверкающего золотом куполов и крестов, принесли носилки с восьмидесятилетним стариком. Он хотел подняться, чтобы взойти по ступеням в храм, но не собрался с силами. Так и лежал он с глазами, полными слез. Остается лишь догадываться о тех чувствах, что испытывал выдающийся зодчий при виде своего главного творения. Знал ли он о той всенародной любви, которой будет окружен храм Христа Спасителя? Известно лишь одно: Константин Андреевич Тон, человек с душой, исполненной патриотизма и гордости за русский народ, почти пятьдесят лет провел в неустанных трудах по строительству Главного Храма России. Он умер, не дожив совсем немного до освящения своего детища, до того дня, когда под мощными сводами храма Христа Спасителя была провозглашена Вечная Память совершившим ратный подвиг во имя Отчизны, до того дня, когда и его, К.А. Тона, имя с благодарностью было произнесено простыми людьми, преклонившими колена в молитве пред алтарем... Портрет работы К. Брюллова Портрет работы В.-Ж.де Гронкеля Портрет работы В.А. Тропинина Фотография
Сооруженный около Кремля храм вошел в исторически сложившуюся систему вертикалей московских храмов и панораму ее парадного, обращенного к Москве-реке ансамбля. Наряду с Кремлем и собором Василия Блаженного храм Христа Спасителя становился одной из доминант городского центра. К его мощному объему тяготеет окружающая застройка. Чтобы дать представление о размерах строящегося Храма Христа Спасителя, современник замечает: « Колокольня Ивана Великого в Москве служит для многих мерилом особенной высоты зданий... Она могла бы вполне поместиться во внутренность вновь воздвигаемого храма". Огромный храм высотой около 100 м был поставлен достаточно далеко от Кремля, чтобы не выглядеть его придатком и не утратить самостоятельности, но настолько близко, чтобы восприниматься с разных точек зрения в прямой связи с ним.
26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение храма, приуроченное ко дню Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. Во время торжественной церемонии в северном углу храма стояли ветераны Отечественной войны 1812 года, их оставалось уже немного. Государь беседовал с ними, и наградил каждого Георгиевским крестом.
Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым, всего 38 живописцами. Кликните по портрету, чтобы перейти к работам художника
В.И. Суриков создал традиционные для древних храмов изображения Вселенских Соборов всецерковных собраний, на которых получали словесную формулировку правила православной веры и жизни. Росписи Сурикова В. в храмехраме Васи́лий Ива́нович Су́риков (24 января 1848, Красноярск 19 марта 1916, Москва) живописец русского казачьего происхождения, мастер масштабных исторических полотен.
Суриков В. Первый вселенский собор Суриков В. Второй вселенский собор Суриков В. Третий вселенский собор
Василий Петрович Верещагин ( ) русский исторический живописец и портретист. После разрушения храма картины Василия Петровича Верещагина чудом сохранились. Они хранились в Санкт-Петербурге в подвалах Казанского собора накатанными на валы. Шесть полотен – "Моление о чаше", "Несение креста", "Распятие", "Снятие с креста", "Положение во гроб", "Се человек" – были в аварийном состоянии, однако их удалось отреставрировать. Сейчас они находятся в алтаре Храма Христа Спасителя.
Верещагин В.П. Моление о чаше. Подлинник Верещагин В.П. Се человек. Подлинник Верещагин В.П. Распятие. Подлинник Верещагин В.П.Снятие с креста. Подлинник
Верещагин В.П. Несение креста. Подлинник
Никола́й Андре́евич Ко́шелев русский исторический, портретный и жанровый живописец, график, иллюстратор, художник-монументалист Кошелев Н.А.Голова Христа.Воссоздание
Пояс главного купола. Живопись Кошелева Н.А. Подлинники.
Кошелев Н.А. Семь таинств церковных. Воссоздание
Ге́нрих Ипполи́тович Семира́дский (при рождении Генрик (Хенрик) Гектор Семирадский, 10 (22) октября августа 1902) польский и русский художник, один из крупнейших представителей русского академизма. Четыре композиции - "Александр Невский в орде", "Александр Невский принимает папских легатов", "Кончина Александра Невского" и "Погребение Александра Невского" были своего рода исторической реконструкцией жизни, быта знаменитого защитника Руси.
. " «Когда мы работали в Москве в храме Христа Спасителя, - писал Вениг, - Семирадскому надо было написать громадное полотно "Тайную вечерю". Он написал его прямо по эскизу ровно в 15 дней и получил за него 16 тысяч рублей» Работа, захватившая художника целиком, завершилась летом 1879 года. В специальном отзыве экспертов было записано: "Картины "Вечери Тайные", "Вход в Иерусалим" и "Крещение Господне" отличаются хорошим сочинением, широким приемом и блестящим колоритом и освещением". К сожалению, еще при жизни Семирадского "Тайная вечеря", исполненная маслом по штукатурке, начала разрушаться. Художник сам осмотрел роспись в 1901 году и предложил переписать ее собственноручно не на стене, а на металлической поверхности. Но не успел. Уцелели фрагменты стенной росписи «Тайная вечеря» кисти художника Семирадского. Раньше они украшали храмовый алтарь, а сегодня находятся в Музее Храма Христа Спасителя.
Семирадский Г. Крещение господне Семирадский Г. Въезд Иисуса в Иерусалим
Осенью 1865 года преподаватель Академии художеств А. Т. Марков взялся за композицию для плафона главного купола Храма Христа Спасителя и в качестве исполнителя росписи пригласил воспитанника Академии, портретиста И. К. Макарова. Не удовлетворённый результатами, профессор затем обратился также к вышедшему из Академии участнику « бунта четырнадцати » И. Н. Крамскому. В свою очередь, Крамской предложил поехать вместе с собой в Москву для осуществления работ Кошелеву. Роспись главного купола делали по композициям А. Т. Маркова втроём: И. Н. Крамской, Н. А. Кошелев и Б. Б. Вениг
В соответствии с пожеланием императора Николая I, радевшего о соответствии росписей внешнему виду храма, выстроенного, как известно, в стиле, который был максимально приближен к византийскому классическому, были приглашены художники- академисты Бруни и Нефф, достаточно пожилые люди, потому, что уже тогда никто из живых мастеров не мог исполнить живопись Храма в Византийском стиле и притом старого рисунка Работы Нефа
Эскизы для росписи Храма готовил художник А.А. Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу». Стены Храма расписывали живописцы К.Е. Маковский, В.М. Васнецов, Ф.А Бронников.
Христос у Васнецова был представлен оплечно в терновом венце, в кроваво красном хитоне, на фоне заката. Его лик, отмеченный невыносимым страданием, позволяет предположить, что художник изобразил фрагмент сцены "Распятия" и показал Господа в момент его крестных страданий. Перед иконой горела неугасимая лампада. Мозаичный образ не сохранился. Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в (3 [15] мая 1848, село Лопьял, Вятская губерния, Российская империя 23 июля 1926, Москва, СССР) русский художник и архитектор, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты.
Внешние стены храма были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, сюжеты для которых были выбраны митрополитом Филаретом. Всего для фасадов храма Христа было исполнено 60- горельефов из них внизу -8 многофигурных и 40 фигур по сторонам входов и окон, 12 икон в верхней части фасадов храма. Большая часть работ была выполнена скульптором А. В.Логановеким ( 33 рельефа). Наименьший объём работ для храма Христа был выполнен Петром Карловичем Клодтом ( 7 рельефов). Скульптором Рамазановым выполнено 8 рельефов. В скульптурных композициях храма Христа Спасителя присутствует совершенно неизвестная более раннему времени правдивость облика и одежды персонажей не только отечественной истории (патриархов, князей, воинов), но и библейских, ветхозаветных рассказов.
В наружном образе храма, на его уникальных фасадах связаны в единой мысли образы Господа, Богоматери, Небесных Сил, Вселенской и Русской Церкви, священная история, история России и Отечественная война. Композиция фасадов развивает идею преемственности России Риму, Византии и Иерусалиму. Первой и главной темой стали образы Господа, Богоматери и Сил Небесных, хранивших Россию всю ее историю. За ними следуют персонажи Ветхого Завета, явившие истинную веру и связанные со строительством Иерусалимского храма, как иудейские цари Давид и Соломон, которым уподоблялись императоры Александр I и Николай I, воздвигшие в России храм имени Господа.
Следующую группу составляют изображения русских иерархов, святых, ратников за Отечество, небесных покровителей русских государей- храмоздателей, всех тех, кто просвещал Россию во Христе и укоренял в ней Православную Церковь. Наконец, на фасадах храма запечатлены картины священной и русской истории, а также образы тех святых, в чьи праздники состоялись победоносные сражения Отечественной войны. Общая идея всех горельефов согласуется с предназначением храма свидетельствовать о богохранимости и богоизбранности России. Скульптуры на фасадах имеют одинаковую схему расположения (поясами: в верхних медальонах, у дверей, у оконных арках, на углах), но отличаются сюжетами в зависимости от стороны света, на которую ориентирован данный фасад: каждый из них несет свою идею.
Из всего же колоссального пояса скульптур, украшавших храм Христа Спасителя, до нашего времени сохранился и монтирован на стену Донского монастыря небольшой фрагмент Благословение преподобным Сергием князя Димитрия Донского на Куликовскую битву (скульптор Логановский). Скульптуры Клодта и Рамазанова утеряны безвозвратно.
Входные двери храма Христа Спасителя были также покрыты скульптурой и богатым орнаментальным декором. Их обращение наружу стороны были выполнены из бронзы и украшены рельефами по эскизам Ф. П. Толстого. В медальоны верхних частей всех 12 дверей и в больших и в малых, выделялись скульптурные изображения. В больших центральных дверях их значительно больше чем в малых. Основная тема рельефов Ф. П. Толстого - русские святые.
По периметру здание опоясывала галерея, которая стала первым музеем войны 1812 года. В стенах нижней части храма было помещено 177 мраморных плит, на которых в хронологическом порядке излагалось описание сражений 1812 года: время и место сражения, состав войск и командования, число убитых и раненых «нижних чинов», имена убитых и раненых офицеров, имена отличившихся и получивших награды. На стенах храма можно было прочесть тексты приказов по армии и манифестов той эпохи от рескрипта о вступлении неприятеля в пределы России до манифеста о взятии Парижа, низложении Наполеона и заключении мира. В четырех мраморных киотах располагались двенадцать икон, имевших особое значение и отношение к событиям годов. Общий план храма с мозаичным полом
Основные особенности архитектурного облика храма определились уже в 1832 году. Однако в ходе длительного строительства процесс проектирования не прекращался вплоть до его завершения. В проект непрерывно вносились изменения, которые сводятся, по большей степени, к увеличению сходства с наиболее известными московскими историческими памятниками. Первым в 1840-е годы появляется опоясывающий фасады на уровне окон аркатурный пояс (арочки, опирающиеся на колонны). Аркатурный пояс воспроизводил характерную, легко узнаваемую особенность фасадов Успенского собора Московского Кремля, который, в свою очередь, позаимствовал этот элемент в храмах древнего Владимира. В то же время главам боковых колоколенок придается ребристая форма, отчасти напоминающая главы малых столпов собора Василия Блаженного. В 1851 году Тон вносит в проект еще ряд принципиальных изменений: окна барабана главного купола окружаются аркадой (аналогичной той, что на фасадах), а главному куполу придается такая же ребристая форма, что и малым куполам (ранее на главном куполе предполагалось исполнить звезды). Особенно важным дополнением стало украшение раковинами кокошников центральной главы. Этот элемент в соединении с другими уподоблял храм Христа Спасителя группе главных храмов Соборной площади Кремля, символически уравнивая новый собор с историческими предшественниками, подчеркивая его важность как национального памятника, связь новой истории России с древней, укорененность ее в прошлое и верность традициям. Таким образом, в храме Христа Спасителя все символично и направлено на выражение идеи народности, все подчинено тому, чтобы сделать памятник Отечественной войны 1812 года памятником русской национальной истории и главным храмом России.
Общий вид по проектному чертежу К.Тона 1881г.
На площади, прилегающей к храму, планировалось установить бронзовые бюсты героев Отечественной войны, памятники императору Александру I, М. И. Кутузову, М. Б. Барклаю-де-Толли и основателю храма императору Николаю I. С южной стороны у спуска к Москве-реке планировалось поставить два обелиска из трофейных орудий: один из орудий, захваченных в 1812 году, а второй из орудий, отбитых в заграничной кампании годов. Эти проекты так и не были осуществлены
С 1901 г. в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в Храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова ("Великого архидиакона"). Благодаря тому, что в штат Храма принимались опытные вероучители и проповедники, в общественной жизни страны он очень скоро превратился в центр просвещения: была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, а с 1902 г., когда, по инициативе московского обер-полицмейстера Д.Ф. Трепова были созданы общеобразовательные курсы для рабочих, во внебогослужебное время стали проводиться экскурсии по Храму специально для рабочих. Пожертвования, постоянно собираемые в Храме, шли на оказание материальной помощи бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым.
Храм был освящен в день коронации Александра III в 1883 году. Правление императора-миротворца продлилось 13 лет. Александр III скончался 20 октября 1894 года. Было собрано почти два с половиной миллиона рублей - сумма по тем временам колоссальная. 30 мая 1912 года на площадке около храма был открыт памятник Александру III произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина. Памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году. В этом же году была объявлена всенародная подписка на памятник ему в Москве.
Тогда, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона было создано Братство Храма Христа Спасителя, ставившее себе целью поддержание благолепия Храма, сохранение православного быта, а также проводившее широкую просветительскую деятельность. В 1922–1923 гг. храм был захвачен обновленцами, а в 1931 г. закрыт. Предложение воздвигнуть "новый дворец рабочих и трудящихся крестьян" на месте "дворцов банкиров, помещиков и царей" внес С.М. Киров на I-ом съезде советских депутатов, проходившем в 1922 году. А в 1924 году возникла необходимость увековечить память В.И. Ленина в связи с его смертью. Сначала обе идеи существуют порознь, и лишь на определенном этапе возникает мысль об объединении в одном грандиозном сооружении памятника вождю мирового пролетариата и Дворца Советов. В начале 1918 года в связи с гонениями на Церковь и изданием Декрета Советской власти "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" Храм полностью лишился помощи от органов власти.
В 1924 году появляется предложение выпускника ВХУТЕМАСа, одного из лидеров Ассоциации Новых Архитекторов (АСНОВА) В. Балихина, который предложил соорудить на месте Храма Христа Спасителя грандиозное здание, которое должно стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР. В день публикации постановления о конкурсе (18 июля 1931 года) начала действовать организованная Комиссариатом народного просвещения Комиссия по выявлению подлежащих музеефикации ценностей в уже не единожды ограбленном храме Христа Спасителя (изъятие ценностей из ризницы храма производилось неоднократно). В итоге продолжавшейся в течение месяца работы Комиссией был составлен список подлежащих сохранению памятников: небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи. Все остальное погибло безвозвратно. К реализации предложения Кирова о создании Дворца советское правительство приступило почти через 10 лет - в начале 1931 года. В феврале - мае 1931 года был организован первый, предварительный конкурс по строительству Дворца Советов.
В 1930 году поэт Николай Арнольд написал о готовившемся разрушении храма: Прощай, хранитель русской славы, Великолепный храм Христа, Наш великан золотоглавый, Что над столицею блистал… …Нет ничего для нас святого! И разве это не позор, Что «шапка золота литого» Легла на плаху под топор. 2 июня 1931 года по личному распоряжению И.В. Сталина храм Христа Спасителя был предназначен к сносу для строительства на его месте "главного здания страны" - Дворца Советов. 18 августа 1931 года, ровно через месяц после публикации в "Известиях" постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Разобрать храм до основания не получилось, тогда было решено его взорвать.
Созданию "Проекта обрушения храма Христа Спасителя взрывным способом" (был, представьте, в молодом революционно-бюрократическом государстве и такой документ) предшествовал подготовительный период. Начали с того, что предложили верующим выкупить храм. Установили на его паперти специальные столы, на которые люди выкладывали порой последние сбережения. Куда они девались, никто не знает, народу было объявлено, что денег на спасение храма не хватило, тем дело и кончилось. Зато в газетах и журналах началась псевдодискуссия о степени его художественной ценности, во время которой, как ни печально это сознавать, никто из архитекторов, писателей, журналистов или видных общественных деятелей против поругания национальной святыни не выступил. Только один человек проявил мужество и написал в "Известия" о своем несогласии со сносом храма, являющегося памятником истории и культуры. Это был брат художника Виктора Васнецова Аполлинарий Васнецов.
Первый храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, в связи с чем многие вспоминали о легенде про проклятие монахини. Величественный храм вызывал раздражение Советского правительства: он никак не вписывался в новую государственную идеологию и повсеместное насаждение атеизма.
По распоряжению Иосифа Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года.
Можно сказать, что отчасти храм буквально растворился в Москве: храмовым мрамором выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», а скамейки установили на «Новокузнецкой». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали мраморной крошкой дорожки в московских парках, оставшимися же плитами стали отделывать городские здания. Кажется, это было сделано для того, чтобы буквально стереть даже саму память о некогда украшавшем Москву храме и сделать его восстановление совершенно невозможным.
Однако и спустя десятилетия с момента взрыва старый Храм еще ведет свою «жизнь после жизни». В Музей изобразительных искусств поступили проекты бронзовых дверей с рельефами Ф. Толстого, в Третьяковку фрагменты росписей. Шесть уцелевших скульптурных композиций на темы ветхозаветной и русской военной истории были размещены на стенах Донского монастыря. Кстати, поступив сюда в год взрыва Храма, они еще 20 лет бесхозно валялись на территории и были окончательно собраны на стенах монастыря лишь в 1953-м. Кое-что передали в Музей архитектуры в Москве и Музей Академии художеств в Питере, что-то спрятали в подвалах старого здания Московского университета. Известный москвовед К. Михайлов добавляет к этому, что четыре яшмовые колонны из Храма украсили зал Ученого совета Московского университета, а «часовню-алтарь у большевиков выкупила жена американского президента Элеонора Рузвельт и подарила Ватикану». В Казанском соборе Петербурга долгое время реставрировались полотна на тему Вселенских соборов кисти Сурикова и Верещагина. Один из колоколов Храма даже умудрились поместить на башне Северного Речного вокзала.
Заменить разрушенный храм должен был Дворец Советов – огромное здание, увенчанное Лениным, в высотах которого (во дворце должно было быть более 500 метров) скрывалось бы все, что только может потребоваться человеку. Конкурс на проект Дворца был объявлен в 1931 году. Он проходил в несколько этапов. Всего было представлено 160 проектов, включая 12 заказных и 24 внеконкурсных, а также 112 проектных предложений. Предлагали свои услуги и иностранные архитекторы – всемирно известные Ле Корбюзье, Гропиус, Мендельсон. Высшие премии были присуждены Жолтовскому, Иофану и американскому архитектору Гамильтону. В дальнейшем Совет Строителей Дворца Советов (в который одно время входил и Сталин) принял за основу проект Иофана.
Был вырыт глубокий котлован, из которого полностью вынули фундаменты храма Христа Спасителя. К 1941 году кольцо гигантских фундаментных блоков под основные стойки главного зала уже забетонировали. Но… началась война. В сентябре октябре 1941 г., когда фашисты рвались к Москве, из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны столицы. После оккупации Донбасса в 1942 г. стальные конструкции дворца были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге для снабжения северным углем центральных районов страны. Проект с 75-метровой статуей, в пьедестале которой был бы актовый зал на 20 тысяч мест, так и не реализовался. Причин множество: и грунт не тот, и актуальность строительства утеряна. Основная же – послевоенная разруха, страну надо возводить заново.
В х годах котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна " «Бассейн Москва – самый большой по площади бассейн в мире, площадь водного зеркала м2, диаметр 130м, одновременно в бассейне может плавать 2000 человек». Строительство бассейна было начато в 1958 году по проекту архитектора Дмитрия Чечулина. Из сооружений, только один наземный этаж с раздевалками, основные служебные помещения прятались под землей. В огромном зале, не меньше станции метро находились гигантские цистерны фильтры. В 1960 году бассейн принял первых посетителей, в Москве родилась поговорка «Был Храм, потом хлам, теперь срам». Постоянно циркулировал слух, что в бассейне действует секта «топителей», которая мстит за строительство на церковном месте. Страшная городская легенда не остановила страждущих, за первые 10 лет работы в бассейне Москва побывало 24 миллиона человек. Бассейн работал круглый год, Вода подогревалась до градусов. Горячее озеро в центре Москвы исчезло в 1993 году, очень дорога была стоимость отчистки и подогрева воды в бассейне «Москва», трубы требовали замены, а помещения ремонта. У города не было на это денег, через год бассейн «Москва" снесли.
В конце 1980-х годов появилось общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, а в июле 1992 года Президент России Б. Н. Ельцин издал указ о создании Фонда возрождения Москвы. В перечне объектов, которые требовалось восстановить, на первом месте стоял Храм Христа Спасителя. Был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство. В материалах для воссоздания, как ни странно, недостатка не испытывали. Много подлинных фрагментов было найдено в подвалах старого здания Московского университета – там во время разрушения их спрятали сотрудники университета. С восстановлением внешнего вида и внутреннего убранства помогли архивные данные НКВД. Оказывается, перед уничтожением храма, были сделаны фотографии и обмеры изнутри и снаружи буквально через каждые пять шагов. Что-то приносили и люди из личных коллекций.
Восстановление начинал реставратор Алексей Денисов. Именно он представил проект, одобренный московскими властями. И строительство началось. В первые не то что дни, а годы, никто не верил, что Храм действительно может быть восстановлен – ведь этот проект требовал колоссальных усилий и преданности делу. Но, вопреки всему, храм восставал из пепла. Окончанием работ заведовал другой архитектор – Зураб Церетели.
Имя Алексея Денисова вы найдете в Интернете только в связи с письмом людей, которые пытались противиться происходящему. «Денисов как высокопрофессиональный специалист, - писали авторы, - хорошо знающий русскую архитектуру, приложивший массу сил и энергии к подлинному возрождению храма, хорошо понимающий, какие большие средства вложены именно в эту идею - подлинного воссоздания храма-памятника, не мог примириться с тем, как решила Академия художеств, возглавляемая З.К. Церетели, выполнить наружную отделку стен храма. За всю историю русского церковного зодчества нельзя найти хотя бы один пример, когда металл, скульптурные изделия из бронзы использовались бы в наружной отделке церквей, храмов, соборов. Только резные белокаменные или, как в случае с храмом Христа Спасителя, беломраморные детали украшали их стены. Естественно, как автор проекта воссоздания, Денисов не смог принять такую трактовку внешней отделки, искажающей внешний облик не просто выдающегося памятника в честь победы России над Наполеоном, но еще и Кафедрального храма Московской епархии, по своей сути - Главного храма Отечества»...
В воссоздании живописного великолепия Храма участвовали крупнейшие деятели отечественного искусства. Среди них группа художников школы "Ярославская икона« М. А. Кирильчев, Г. Ю. Горшков, А. Н. Сериков, М. М. Антонян под руководством члена- корреспондента Российской академии художеств, заслуженного художника РФ Н. А. Мухина (ныне академика, советника Президента РФ по культуре и искусству).
Народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Виктор Псарёв воссоздавал роспись пояса главного купола. Ему предстояла трудная работа, так как он первоначально не знал, какие святые были написаны под куполом храма. Результат архивных поисков привел художника в Мичуринск, так как только здесь сохранилась единственная копия Храма Христа Спасителя. Фотографии, сделанные Псарёвым на большой высоте с оставшихся росписей, помогли сделать эскизы, а затем росписи под куполом в Храме Христа Спасителя. По рассказам художника, он три месяца на огромной высоте расписывал изображения святых размером 5х2м. Евгений Максимов народный художник России, действительный член Российской Академии художеств вместе с другими художниками расписал купол Храма Христа Спасителя. Вседержитель (роспись свода храма Христа Спасителя)
Следуя старинным иконографическим изводам, художник строит рисунок ликов в строгом соответствии с греческим каноном. Однако в образах Богородицы нет сумрачной суровости. Личное письмо здесь нежное, светлое, напоминающее переливчатую перламутровую раковину. Цвет одежд ее постепенно, от иконы к иконе сгущается от розово-сиреневых, светло-коралловых тонов до густо-багряных, в полную силу звучащих в большом образе тронной Богоматери, торжественной и милостивой Царицы Небесной, защитницы русской земли. Иконы эти - не продукт стилизации или откровенного копирования образца, это новый мир церковного искусства, плод живого и искреннего религиозного творчества конца XX столетия, в котором вечное духовное начало звучит в обновленном эмоциональном и художественном регистре, нисколько не ущербляющем святой образ. Работы ярославского живописца и скульптора Н. А. Мухина представляют художественный пласт, наиболее тесно соотнесенный с русской иконописной традицией. Ему принадлежит заалтарная композиция "Дева днесь Пресущественного рождает...", а на галерее - 28 образов святых, чудотворных и явленных икон Божией Матери.
Cтены собора выполнены на основе монолитного железобетонного каркаса, обложены кирпичом и облицованы мрамором. За счет нового цокольного этажа Храм получился выше, чем он был раньше. В 2010 году скульптурные медальоны в тимпанах кокошников были заменены на бронзовые. Протодиакон храма Александр Агейкин напомнил, что находившиеся на храме медальоны были пластиковые и были подняты временно для великого освящения в 2000 году. Решение поднять на воссозданный храм бронзовые медальоны было принято ещё в 1995 году на заседании искусствоведческой комиссии по художественному убранству храма Христа Спасителя. «Было принято решение в существующей экологии поставить бронзовые медальоны, так как белокаменные не смогут устоять. Только в этом будет заключаться отличие нынешнего храма от разрушенного», сообщил протодиакон. Деньги на этот этап реставрации нашлись только сейчас, благодаря инвестициям фонда храма и правительства Москвы. Однако, бронзовые медальоны вместо белокаменных резных в сочетании с бронзовыми горельефами вместо мраморных совершенно противоречит историческому проекту К. А. Тона. Роспись внутри храма занимает около кв.м, из которых около 9000 кв.м позолочены.
14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя. В церковно- административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. Оперативное управление комплексом осуществляет фонд Храма Христа Спасителя, который сдает часть помещений в аренду сторонним организациям, а также проводит мероприятия, не связанные с деятельностью Русской Православной Церкви. В храме действует музей, принадлежащий Музею истории города Москвы.
телетранспункт с конференц-системами, микшерными пультами и акустическими системами мощностью до 33 кВт; противопожарная защита; система мониторинга с атоматическим контролем и управлением и еще множество сложных современных систем. Сейчас комплекс Храма Христа Спасителя - уникальное по своей сложности инженерное сооружение: собственная трансформаторная подстанция на 8000 кВт; более 25 км трубопроводов системы водоснабжения с центральным тепловым пунктом на 22 Гкал/час; система проточно- вытяжной вентиляции и кондиционирования воздуха суммарной производительностю в 3 миллиона кубометров в час; подземная автостоянка на 300 машиномест; местная АТС на 450 номеров;
Храм Христа спасителя имеется интересную, сложную и трагическую историю. Храм Христа Спасителя не просто церковь – это памятник героическому подвигу русского народа в Отечественной войне 1812 года. События последней символически означены как в образах святых, в чьи праздники совершились важные бои, так и в устройстве нижней обходной галереи, ставшей мемориалом войны. Архитектура Храма в русско-византийском стиле, то есть в древнерусских традициях церковного зодчества, уходившего глубокими корнями в архитектуру Византии, у которой Русь приняла православие и унаследовала историческую роль. Архитектор Тон стал родоначальником новой эпохи в русском искусстве, автором первого программного сооружения нового направления. По влиянию, оказанному на ход развития отечественной архитектуры, с Тоном не может соперничать ни один из его современников. После создания храма Христа Спасителя по всей России получает распространение строительство церквей в русском стиле. Непрерывная переработка проекта в течение долгого строительства позволяет рассматривать храм Христа Спасителя как памятник искусства, воплотивший наиболее яркие тенденции не только времени утверждения проекта, но и целой половины столетия. Отдельные части храма представляют отдельные этапы художественного процесса. Наиболее ранний этап ( ) связан с фасадами. Украшающие их скульптуры - явление более позднее ( ). Позднему этапу ( ) также соответствуют росписи, церковная мебель и утварь ( начало 1880). Воссозданный ныне храм существенно отличается от разрушенного, существует много мнений о необходимости его воссоздания. Однако, это не мешает ему оставаться в глазах многих – Великим Храмом – Главным Храмом Русской Православной Церкви, Храмом-памятником, Храмом - мученик ом - Храмом Христа Спасителя
Мне было интересно узнать историю создания Храма Христа Спасителя в Москве, о первых его архитекторах и о созданных ими проектах храма. Я познакомилась с художниками из Российской Академии Художеств, которые создавали уникальные росписи в храме. Я узнала чем отличается воссозданный храм от оригинального Большое впечатление на меня произвела легенда о проклятие монахини. Мне понравилось совершить виртуальное путешествие по Храму и увидеть Храм Христа Спасителя в живописи и я советую вам совершить его.
Виртуальное путешествие по Храму можно совершить здесь-
va/ va/ = =
КОНЕЦ