Александрова Е. А. Учитель информатики Шатило Н. Г. Учитель истории Руководители проекта: Сыддикуллина Венера Гимназии г. Сызрани ученица 9 класса ВВыполнила: День народного единстваТема:
Предыстория Дискуссия вокруг даты празднования История установления праздника Отношение к празднику История празднования
Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени. В Смуту как раз беспредельничали Лжедмитрии, не могли разделить властные полномочия между собой бояре, а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам. Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?..
Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась конкретным банкротом. Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии.
22 октября по старому стилю (или 1 ноября по новому стилю) в 1612 году бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 26 октября (5 ноября по новому стилю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц, ещё на следующий день гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.
В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по старому стилю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение столетий до 1917 года. Cогласно Православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю. Из-за увеличения за прошедшие века разницы между григорианским и юлианским этот день сместился на 4 ноября (а в XXII веке сместится на 5 ноября).
Следует отметить, что многие политики, учёные и журналисты негативно высказывались по поводу того, что праздник необходимо отмечать не 4 ноября, а 1,5,9 или 10 ноября. Подобная точка зрения отражена и в настоящей статье. Однако, например, празднование Куликовской битвы в настоящее время происходит либо 8 сентября новый стиль, либо 21 сентября (8 сентября + 13 дней) по Православному календарю.
Аналогично и все остальные даты, наступившие до введения Григорианского календаря, отмечаются либо без учёта смещения календаря, либо путём прибавления 13 дней к «старостильной» дате: Дата по Новому стилю = Дата по старому стилю + 13 Числа же 1 и 5 ноября базируются на другой формуле: Дата по Новому стилю = Дата по старому стилю + 10, по той причине, что в XVII веке разница между старым и новым стилем составляла 10 дней (сейчас она составляет 13).
Однако последний подход редко применяется в исторической науке. Это утверждение абсолютно неверно. Достаточно посмотреть всю зарубежную историографию. Да и в российской (советской) науке всегда применяется этот подход - достаточно посмотреть любую отечественную энциклопедию новейшего времени, где как правило даты даются по двум стилям. То, что в современном законодательстве о праздниках к любым датам технически прибавляется 13 дней - значительная ошибка. Как, например, объяснить французам, испокон живущим по Григорианскому календарю, почему у нас Бородинское сражение празднуют 8 сентября, а они отмечают его 7 сентября (кстати, эта дата стоит и на памятнике Наполеона). и совершенно неясно, почему накануне установления Дня народного единства некоторые общественные деятели и учёные решили прибегнуть к этой необщепринятой формуле. По-видимому, основная причина дебатов крылась не в стремлении к исторической/хронологической точности, а в скептицизме по отношению к самому празднику. Возможно неприемлемым для некоторых показался тот факт, что Светский праздник совпал «по содержанию» и по дате с праздником Церковным. Таким образом, приемлемыми датами для празднования могли бы быть 22 октября, 26 октября, 4 ноября (22+13) и 8 ноября (26+13).
Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной октябрьской революции 1917 года. Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства, была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике, и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.
29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», заявил Патриарх Алексий. 4 октября эту же инициативу публично поддержал первый замруководителя фракции «Единая Россия» Валерий Богомолов. В интервью РИА «Новости» он заявил, что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились времена смуты».
28 октября 2004 года в Саратове на Театральной площади по инициативе Общественной палаты области и Молодежного парламента области прошел 8-тысячный митинг молодежи и представителей общественных организаций в поддержку курса реформ, проводимых Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. В выступлениях прозвучала поддержка инициативы установить празднование 4 ноября как Дня национального единства, что было внесено в Обращение участников митинга к Президенту Российской Федерации В. В. Путину.
23 ноября 2004 на рассмотрение Думы был внесён законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября годовщины Октябрьской революции и 12 декабря Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника 4 ноября. Авторы законопроекта Валерий Богомолов, Олег Еремеев (Единая Россия) и Владимир Жириновский (ЛДПР).
В тот же день члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвященное установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. C оответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат.
«Мы полагаем, что день трагического разделения России 7 ноября не стал днем примирения и согласия», говорится в обращении. Члены Межрелигиозного совета России считают, что последовавшие за ним события «привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие».
Реакция прессы и СМИ на введение нового праздника была единодушно скептической, причём это касалось как либеральной, так и антилиберальной её части. Праздник обычно характеризовался как «непонятный народу», «ненужный», «антиисторический», «осложняющий отношения с Польшей и Литвой», а его введение трактовалось как заведомо неудачная попытка заменить популярное 7 ноября.
Накануне первого празднования Дня народного единства в 46 регионах страны был проведен социологический опрос. 33 % респондентов считали, что 4 ноября в России отмечается День согласия и примирения, 8 % собирались праздновать День народного единства, а 5 % «День освобождения от польско-литовских интервентов». Тот же опрос показал, что большинство россиян (63 %) отрицательно отнеслись к отмене 7 ноября.
1 ноября лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский заявил, что поддерживает отмену празднования 7 ноября, так как, по его словам, это являлось оправданием насильственного захвата власти, и поддержал празднование 4 ноября как «Дня национального единства». Он назвал это праздник «днём гражданского общества», так как, по его словам, именно гражданское общество единственный раз стало главной силой в ликвидации Смуты.
2005 год Центром празднования стал Нижний Новгород. Там состоялось открытие памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому. В открытии участвовал Патриарх Алексий II. Также праздник активно отмечался в Москве (где прошло два Крестных хода и Русский марш; президент страны возложил цветы к московскому памятнику Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому), Самаре, Волгограде, Владимире, Костроме, Петрозаводске,Санкт- Петербурге и других городах.
2006 год Русский марш 2006, несмотря на запрет его проведения в Москве и некоторых других городах России, в тех или иных формах состоялся. В Нижнем Новгороде планировалось грандиозное визуальное шоу, рассчитанное на 1.5 часа, в котором должны были принять участие более актеров.
2007 год Происходит популяризация праздника. Хотиненко снял исторический фильм "1612". Только в одной Москве было проведено 39 мероприятий. Владимир Путин традиционно возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому и традиционно вручил на приеме в Кремле медали имени Пушкина "За сохранение российского духовного наследия" и "популяризацию русского языка". В Нижегородском Кремле устроили показательную схватку "ополченцев" с "захватчиками".