ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ2010
– ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ – ключевой вопрос!
Цель исследования: выявить факторы стресса педагогов выработать практические рекомендации (высокоэффективные и малозатратные технологии профилактики профессионального выгорания и повышения стрессоустойчивости педагогов). Выборка – 3312 человек.
Характеристика выборки - пол
Характеристика выборки - возраст
Характеристика выборки – семейное положение
Характеристика выборки – трудовой стаж
Характеристика выборки - должности
Характеристика выборки – место работы
Стадии ПВП 1 стадия. В поведении появляются признаки «провалов в памяти». На «сбои» внимание не обращается либо они воспринимаются с шуткой («девичья память»). Острота чувств сглаживается, эмоции приглушаются. Положительных эмоций становится все меньше. В отношении членов семьи появляется некоторая отстраненность. Состояние повышенной тревожности выражается порой в фразе: «Пришла домой, усталая! Оставьте меня в покое!»
Стадии ПВП 2 стадия. Появляется тенденция снижения интереса к работе («неделя длится нескончаемо долго»). Нарастание апатии к концу недели, нежелание общаться как с коллегами по работе, так и с друзьями и близкими. Признаки соматических расстройств все отчетливее (потеря сил, энергии, особенно во второй половине недели, периодически возникающие головные боли по вечерам, «вечером упала на подушку и уснула тут же», рост числа простудных заболеваний). Растет раздражительность (порой педагог, как говорят, «заводится с пол-оборота», чего раньше не наблюдалось).
Стадии ПВП 3 стадия. Личностное выгорание. Изменяются представления о жизненных ценностях. Полная потеря интереса к работе. Эмоциональное безразличие, утрата чувства юмора. Ощущение, что сил постоянно не хватает. Желание общаться с людьми заменятся на избегание встреч и предпочтение одиночества или общение с природой и животными.
Симптомы стресса
Способы снятия стресса
Система ценностей
Уровень реализованности ценностей
Пути укрепления ПЗ на разных уровнях жизнедеятельности педагога Режим труда и отдыха Преодоление информационных перегрузок Гармонизация личности Нейтрализация эмоционального дискомфорта Особенности питания Физические упражнения Использование природных препаратов Нормализация сна Психофизическая регуляция
Психологическая самопомощь в преодолении депрессивных состояний Превратите управление стрессом в привычку Где и когда можно практиковаться в управлении стрессом:
Найдите время и место, где можно побыть одному в тишине и покое хотя бы некоторое время Кресло у окна дома Ванная Парк, сквер Книжный магазин Уютное маленькое кафе Библиотека…
Ищите и создавайте источники положительных эмоций: Хобби Встречи с новыми людьми Научиться чему-то новому Духовные верования Родные и близкие, которые поддержат меня в трудные минуты Друзья, с которыми могу обсудить свои проблемы и приятно провести время Выезд на природу Делать то, что может развеселить Домашнее животное Приготовление вкусненького Чтение хорошей книги…
Считайте Ваши удачи. На каждую сегодняшнюю неудачу или невезение, найдется 10 или более случаев, когда Вам повезло. Думайте о них. Обращать внимание на маленькие радости жизни: Запах свежескошенной травы Запах свежей выпечки Восход, закат Запах костра и шашлыков Аромат духов Вид заснеженной улицы …..
Когда в последний раз вы… гуляли по парку? ходили по магазинам ради удовольствия? были на концерте, на дискотеке, в театре, в кино, на стадионе? посещали музей? зашли в кафе и просто посидели там без дела? провели несколько часов в библиотеке? купили себе букет цветов? завязали разговор с незнакомцем? читали газету, спокойно попивая чашечку кофе? бродили по незнакомым улицам?
Улучшайте внешний вид (хорошая прическа, аккуратный костюм). Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.
Делайте выходные дни как можно более разнообразными. Что я сделаю в ближайший же выходной?