Российская академия образования PISA-2012 Рабочее совещание региональных координаторов международных сравнительных исследований качества общего образования PISA-2012 Оценка финансовой грамотности 2 апреля 2012 г. Рутковская Елена Лазаревна, к.п.н., вед.н.с. лаборатории дидактики обществознания
Российская академия образования Финансовая грамотность Финансовая грамотность – это когнитивная область, которая впервые изучается и оценивается в международном исследовании Финансовая грамотность: когнитивный элемент Финансовая грамотность: анкеты
Российская академия образования Финансовая грамотность Финансовая грамотность включает знание финансовых продуктов понимание финансовых понятий умения, мотивацию и уверенность в применении данного знания и понимания способность принимать эффективные решения в различных финансовых контекстах, направленные на рост финансового благополучия личности и семьи. 3
Российская академия образования Финансовая грамотность знание финансовых продуктов понимание финансовых понятий умения, мотивацию и уверенность в применении этого знания и понимания способность принимать эффективные решения в различных финансовых контекстах, направленные на рост финансового благополучия личности и семьи. 4 Цель, ради которо й исполь зуется компет енция Сама комп етенц ия
Российская академия образования Финансовая грамотность: составляющие Финансовые знания Когнитивные и практические умения в работе с финансовыми материалами Способы действия, отвечающие финансовым требованиям повседневной жизни в современном обществе 5
Российская академия образования Финансовая грамотность: : составляющие … знание финансовых продуктов Под такими продуктами понимаются -кредитные карты -чеки -банковский счет -страховка -пенсия 6
Российская академия образования Финансовая грамотность : составляющие … понимание финансовых понятий Знание понятий формирует представление об экономической среде, в которой живет 15-летний человек и его семья -интерес - инфляция -деньги - доход -накопления - риск -права покупателей 7
Российская академия образования Финансовая грамотность : составляющие … умения -оценка информации -вычисление процентов -перевод одной валюты в другую -анализ текста договора … мотивация включения в финансовую деятельность …уверенность в применении этого знания и понимания 8
Российская академия образования Финансовая грамотность : составляющие … в различных финансовых контекстах Акцент на повседневные ситуации решения собственных и домашних (семейных) финансовых вопросов покупка товаров и услуг управление семейным бюджетом планирование финансовых дел и др. 9
Российская академия образования Распределение баллов: три категории 10 Контексты (ситуации) Процессы (Познавательная деятельность) (умения, стратегии и т.п.) Содержание
Российская академия образования Содержание финансовой грамотности Области содержания Деньги и денежные операции 30-40% Планирование и управление финансами 25-35% Риски и вознаграждения 15-25% Отдельные вопросы из области финансов 10-20% Содержание
Российская академия образования Деньги и денежные операции Широкий спектр личных тематик: повседневные платежи траты кредитные карты чеки банковские счета доходы валюта 12 Содержание
Российская академия образования Планирование и управление финансами Размышления над финансовыми вопросами, находящимися за пределами настоящего момента ближайшие и долговременные нужды карьера выбор пенсии расходы и накопления Содержание
Российская академия образования Риски и вознаграждения Темы: процентные ставки страхование колебания валютных курсов риск диверсификации инвестиции (в доступных формах, например: «не класть все яйца в одну корзину») Содержание
Российская академия образования Отдельные вопросы из области финансов Акцент на финансовом окружении, в котором личность должна действовать и принимать эффективные решения финансовые рынки налоги выгоды цены информационные ресурсы правовое регулирование ряда вопросов 15 Содержание
Российская академия образования Процессы Познавательная деятельность Установлены четыре вида познавательной деятельности: Распознавать финансовую информацию 15-25% Анализировать информацию в финансовом контексте 15-25% Оценивать финансовые проблемы 25-35% Применять финансовые знания, демонстрируя понимание 25-35% Процессы (Познавательная деятельность) (умения, стратегии и т.п.)
Российская академия образования Распознавание финансовой информации Печатные тексты, представляющие собой контракты объявления графики, таблицы счета бланки инструкции Процессы (Познавательная деятельность) (умения, стратегии и т.п.)
Российская академия образования Анализ информации в финансовом контексте сравнение противопоставление распознавание Примеры: сравнение терминов, используемых в серии кредитных карт анализ объявления о кредите распознавание того, какие цены, связанные с эксплуатацией автомобиля, должны быть фиксированными, а какие – переменными Процессы (Познавательная деятельность) (умения, стратегии и т.п.)
Российская академия образования Оценка финансовых проблем Распознавание и конструирование суждений и объяснений по проблемам, связанным с финансами, основанных на знании, понимании и возможном опыте 15-летних в применении к заданным контекстам объяснение оценка обобщение Процессы (Познавательная деятельность) (умения, стратегии и т.п.)
Российская академия образования Применение финансовых знаний с демонстрацией понимания Сфокусированность на эффективных действиях в финансовых ситуациях выполнение вычислений решение проблем принятие финансовых решений объяснение своего выбора Процессы (Познавательная деятельность) (умения, стратегии и т.п.)
Российская академия образования Контексты (ситуации) Образовательный и профессиональный Работа, частичная занятость, карьера 10-20% Домашний и семейный 30-40% Жилье и ведение хозяйства Личностный 30-40% Потребительские товары и розничная продажа, отдых, страховка, Общественный 10-20% Права и обязанности потребителей, налоги, льготы Контексты (ситуации)
Российская академия образования Анкеты Анкета для учащихся Задания об отношениях, уверенности, мотивации, поведении – в конце буклета в виде анкеты (последняя страница) Анкета для администрации ОУ
Российская академия образования Задания: описание ситуации и 1-3 вопроса (задания) к ней Типы заданий: Задания с конструируемым ответом Слово, несколько предложений, схемы, рисунки, вычисления Задания с выбором ответа Да/нет Один из четырех альтернатив Main Survey Training, Salzburg, February
Российская академия образования Задание «МЕНЯЮЩАЯСЯ СТОИМОСТЬ»
Российская академия образования Задание «Ценность с течением времени» Вопрос 3.
Российская академия образования Актуальность исследования и его результатов Реализация проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» министерство финансов РФ Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
Российская академия образования Финансовая грамотность Благодарю за внимание! Рутковская Елена Лазаревна, к.п.н., вед.н.с. лаборатории дидактики обществознания