Тема 1. МАРКЕТИНГ: ЕГО СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ 1. Понятие маркетинга. 2. Исторические этапы формирования маркетинговых концепций 3. Цели, принципы и функции маркетинга. 4. Окружающая среда маркетинга. 5. Виды (субмодели) маркетинга
Литература Груздева О.А. Маркетинг: Практикум. М.: Учеба, Груздева О.А. Маркетинг: Практикум. М.: Учеба, Груздева О.А. Маркетинг: Уч. пособие М.: Учеба, Груздева О.А. Маркетинг: Уч. пособие М.: Учеба, Груздева О.А. Саркисян О.А., Красовский Г.В. Конспект рекламиста. М.:Нью-Тон, 2006 Груздева О.А. Саркисян О.А., Красовский Г.В. Конспект рекламиста. М.:Нью-Тон, 2006 Котлер Ф. Основы маркетинга. - Любое издание. Котлер Ф. Основы маркетинга. - Любое издание. Голубков Е.П. Основы маркетинга. - Любое издание. Голубков Е.П. Основы маркетинга. - Любое издание
Понятие маркетинга Маркетинг – это комплекс идей и действий товаропроизводителей и продавцов, направленный на выявление потребностей покупателей с целью создания таких товаров и услуг, которые в процессе рыночного обмена превращают эти потребности в доходы предпринимателей. Маркетинг – это комплекс идей и действий товаропроизводителей и продавцов, направленный на выявление потребностей покупателей с целью создания таких товаров и услуг, которые в процессе рыночного обмена превращают эти потребности в доходы предпринимателей.
Понятие маркетинга Товары Производитель Потребитель Деньги
Понятие маркетинга Современный маркетинг - это: эмпирическая наука; эмпирическая наука; философия бизнеса; философия бизнеса; деятельность производителя, в рамках которой те или иные решения принимаются на основе специального изучения требований рынка. деятельность производителя, в рамках которой те или иные решения принимаются на основе специального изучения требований рынка. искусство установления непосредственных связей между производителями и потребителями (обществом) искусство установления непосредственных связей между производителями и потребителями (обществом) учебная дисциплина. учебная дисциплина.
Этапы становления маркетинговых концепций 1890-е е гг. Детство маркетинга или период так называемого производственного маркетинга. Концепция совершенствования производства е е гг. Детство маркетинга или период так называемого производственного маркетинга. Концепция совершенствования производства е е гг. Период, называемый нередко сбытовым или товарно-сбытовым е е гг. Период, называемый нередко сбытовым или товарно-сбытовым. Концепция совершенствования товара. Концепция совершенствования товара е - начало 1960-х гг. Период распределительного маркетинга е - начало 1960-х гг. Период распределительного маркетинга. Концепция интенсификации коммерческих усилий. Концепция интенсификации коммерческих усилий.
Этапы становления маркетинговых концепций 1960-е - начало 1980-х гг. Период собственно маркетинга е - начало 1980-х гг. Период собственно маркетинга. Концепция стратегического или информационного маркетинга. Концепция стратегического или информационного маркетинга е е гг. Период осознания социальной ответственности бизнеса е е гг. Период осознания социальной ответственности бизнеса. Концепция социально-этического маркетинга (концепция «трех си»). Концепция социально-этического маркетинга (концепция «трех си») е - по настоящее время Период развития всестороннего делового сотрудничества е - по настоящее время Период развития всестороннего делового сотрудничества. Концепция маркетинга взаимодействия или маркетинга сервиса Концепция маркетинга взаимодействия или маркетинга сервиса
Цели маркетинговой деятельности: достижение максимально возможной прибыли для производителя; достижение максимально возможной прибыли для производителя; достижение максимально высокого уровня потребления для всех покупателей; достижение максимально высокого уровня потребления для всех покупателей; предоставление максимально широкого выбора покупателю; предоставление максимально широкого выбора покупателю; максимальное повышение качества жизни, достижение общественного благосостояния. максимальное повышение качества жизни, достижение общественного благосостояния.
Принципы маркетинга постоянного исследования; постоянного исследования; сегментации; сегментации; адаптации; адаптации; инновации; инновации; планирования. планирования.
Функции маркетинга Функции маркетинга – это специфические виды маркетинговой деятельности (или комплексы таких видов), направленные на достижение целей маркетинга Функции маркетинга – это специфические виды маркетинговой деятельности (или комплексы таких видов), направленные на достижение целей маркетинга Можно выделить следующие функции маркетинга: аналитико-оценочная; аналитико-оценочная; стратегическая; стратегическая; исполнительская; исполнительская; социальная. социальная.
Маркетинговая среда Маркетинговая среда – это совокупность разнообразных факторов, действующих на производителя товаров и определяющих его успех или неуспех на рынке. Маркетинговая среда – это совокупность разнообразных факторов, действующих на производителя товаров и определяющих его успех или неуспех на рынке. Маркетинговая среда подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Маркетинговая среда подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя среда Внутренняя среда маркетинга – это такие ее элементы, которые непосредственно связаны с деятельностью данной фирмы и контролируются ею. Сюда включаются прежде всего: Сюда включаются прежде всего: комплекс маркетинга (товар, сбыт, продвижение, цена) или 4Р или маркетинговая смесь ; комплекс маркетинга (товар, сбыт, продвижение, цена) или 4Р или маркетинговая смесь ; целевой рынок; целевой рынок; форма собственности компании; форма собственности компании; характер оборудования; характер оборудования; профессионально-квалификационный состав работников; профессионально-квалификационный состав работников; территориальное базирование компании и область ее деятельности; территориальное базирование компании и область ее деятельности; цели компании; цели компании; культура компании. культура компании.
Продвижение Promotion Сбыт Place Цена Price Цена Price Товар Product КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА
Внешняя среда – это такие ее элементы, которые не поддаются прямому воздействию фирмы. Внешняя среда маркетинга – это такие ее элементы, которые не поддаются прямому воздействию фирмы. Сюда относятся: действия и социально-демографические характеристики потребителей; действия и социально-демографические характеристики потребителей; действия конкурентов; действия конкурентов; экономическая среда; экономическая среда; действия правительства и другие политические факторы; действия правительства и другие политические факторы; научно-техническая среда; научно-техническая среда; природные факторы; природные факторы; культурная среда. культурная среда.
Контактные аудитории Контактная аудитория – это любая группа населения, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к фирме и/или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей.
Контактные аудитории (по степени отношения к фирме) Благожелательная аудитория Благожелательная аудитория Искомая аудитория Искомая аудитория Нежелательная аудитория Нежелательная аудитория
Контактные аудитории (по составу) Государственные органы и учреждения Государственные органы и учреждения Финансовые круги Финансовые круги Средства массовой информации Средства массовой информации Гражданские группы действий Гражданские группы действий Местные контактные аудитории Местные контактные аудитории Широкая публика Широкая публика Внутренние контактные аудитории Внутренние контактные аудитории
Виды (субмодели) маркетинга В зависимости от характера товара различают: В зависимости от характера товара различают: маркетинг потребительских товаров; маркетинг потребительских товаров; маркетинг товаров производственно- технического назначения; маркетинг товаров производственно- технического назначения; маркетинг услуг; маркетинг услуг; маркетинг идей; маркетинг идей; маркетинг людей (человеческих способностей). маркетинг людей (человеческих способностей).
Виды (субмодели) маркетинга По временнόму горизонту маркетинговой деятельности различают тактический (операционный) и стратегический маркетинг. По временнόму горизонту маркетинговой деятельности различают тактический (операционный) и стратегический маркетинг. По характеру получения прибыли маркетинг можно классифицировать на коммерческий и некоммерческий, По характеру получения прибыли маркетинг можно классифицировать на коммерческий и некоммерческий, По размерам предприятий выделяют маркетинг крупных, средних и малых фирм, По размерам предприятий выделяют маркетинг крупных, средних и малых фирм, По масштабам маркетинговой деятельности различают микромаркетинг (фирма), метамаркетиенг (отрасль), макромаркетинг (экономика страны в целом). По масштабам маркетинговой деятельности различают микромаркетинг (фирма), метамаркетиенг (отрасль), макромаркетинг (экономика страны в целом).
Виды (субмодели) маркетинга В зависимости от размеров и движения спроса на товар различают: конверсионный маркетинг; конверсионный маркетинг; стимулирующий маркетинг; стимулирующий маркетинг; развивающий маркетинг; развивающий маркетинг; поддерживающий маркетинг; поддерживающий маркетинг; ремаркетинг; ремаркетинг; демаркетинг; демаркетинг; синхронный маркетинг синхронный маркетинг противодействующий маркетинг. противодействующий маркетинг.