Программа по внеурочной деятельности «Шахматная школа» Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся Задачи программы научить обучающихся игре в шахматы; формировать универсальные способы мыследеятельности и универсальные учебные действия. Содержание программы носит личностно- ориентированный, деятельностный и развивающий характер.
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности
Методические принципы Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны; Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Дидактические принципы принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса принцип минимакса - обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности
Основные формы и средства обучения Практическая игра. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Дидактические игры и задания, игровые упражнения; Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки. Участие в турнирах и соревнованиях.
Личностные результаты повышение мотивации к изучению шахмат; ориентация на понимание причин успеха при игре в шахматы; способность к самооценке на основе критерия успешности; знание основных моральных норм поведения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и детьми
Метапредметные результаты формирование умений планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей; освоение начальных форм рефлексии; формирование умения понимать причины успеха /неуспеха и способности действовать даже в условиях неуспеха; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; формирование умений договариваться, готовность слушать собеседника