По их свойствам По субъектам деятельности По влиянию на качество знаний По влиянию на развитие различных способностей По их эффективности в учебном процессе
Средства обучения Материальные учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий и другие материально-технические условия обучения Идеальные это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний (речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др.)
ТСО информационные программированного обучения контроля знаний тренажеры комбинированные средства
Варианты использования Эпизодически в системе с другими средствами и методами обучения; на их применение отводится часть урока (эпизоду по 5-15 минут); необходимы небольшие, часто стандартные программы. Систематически компьютеры работают в течение многих занятий, занимая основное учебное время; разрабатываются специальные большие программы, в которых предусмотрены способы хранения, предъявления информации, управления познавательной деятельностью учащихся, анализа ошибок и оценка успешности обучения класса в целом и каждого учащегося персонально
Частота использования ТСО Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интерес к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от: oвозраста учащихся, oучебного предмета oнеобходимости их использования. Для физико-математических предметов экспериментально была определена частота использования ТСО 1:8. Выбор этапа урока Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале урока (на пять минут) сокращает подготови- тельный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5-10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалам между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока.