Сложные предложения с прямой и косвенной речью. При разговоре мы часто передаем собеседнику высказывания других людей, то есть не свою речь, а чужую.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнил ученик 8а класса Гришин Леонид Прямая речь.
Advertisements

Предложения с прямой речью. Способы передачи чужой речи При разговоре мы часто передаём собеседнику высказывания других людей, то есть не свою речь, а.
Урок – зачёт по теме «Способы передачи чужой речи». Цели: 1. вспомнить полученные знания о способах передачи чужой речи; 2. проверить и оценить полученные.
Выполнил студент группы Ад – 11 Андриянов Антон. Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. (Петроний, древнеримский писатель)
Предложения с прямой речью. В предложениях с прямой речью говорит только одно лицо. И эту речь обязательно дословно, «прямо» передает другое лицо. Оно.
Знаки препинания в предложениях с чужой речью. !Запомни! Существует два способа передачи чужой речи: С помощью прямой речи; С помощью косвенной речи. Слова.
Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью Русский язык.
Прямая речь. Диалог. Обращение. Кадочникова Татьяна Владимировна учитель начальных классов МОУ Южно-Степная СОШ Челябинской области ЧТО Я ДОЛЖЕН ЗНАТЬ.
(подготовка к ГИА, задание С 2.1 ) Презентация выполнена учителем русского языка МОУ СОШ 3 г-к.Анапа с.Витязево Поповой Еленой Витальевной Prezentacii.com.
Цитаты и их оформление на письме.Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше высказать свою собственную мысль. М. Монтень.
ДИАЛОГ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ВЫПОЛНИЛА УЧЕНИЦА 8 Д КЛАССА КУЛЕШОВА ЕКАТЕРИНА.
Похвальное слово знакам препинания Работу выполнили Ученицы 4 «А» класса Севастьянова Алиса и Челнокова Анастасия.
Синтаксис и пунктуация Повторение теории 5 класс Урок разработан и проведен Постоваловой Г.М. МОУ СОШ 12 г.Ноябрьска ЯНАО Урок разработан и проведен Постоваловой.
Пишем сочинение- рассуждение на лингвистическую тему. Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7» Работа учителя русского.
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме: Пишем сочинение ГИА-9 (Синтаксис)
План: I. Введение II. Основная речь 1. Цитирование 2. Основные правила оформления цитат III. Заключение IV. Список литературы.
Цитаты и способы цитирования. Цитата Цитата – это приводимое в своём тексте высказывание из чужого текста. При цитировании указывается автор или источник.
Прямая речь. Предложения с прямой речью. Русский язык 4 класс.
Знаки препинания при цитатах Кавычки, запятая, тире, двоеточие или многоточие?
Транксрипт:

Сложные предложения с прямой и косвенной речью

При разговоре мы часто передаем собеседнику высказывания других людей, то есть не свою речь, а чужую. Чужая речь обычно передается двумя способами: прямой и косвенной речью.

Чужая речь Чужая речь прямая речь косвенная речь прямая речь косвенная речь Прямая речь косвенной речью Прямая речь –это точная передача высказывания. Однако чужое высказывание может быть передано не точно, а пересказано от себя, от лица говорящего. Такая форма передачи прямой речи называется косвенной речью. Сидите тихо! Нам было сказано: «Сидите тихо!»( Прямая речь) мы сидели тихо Нам было сказано, чтобы мы сидели тихо.(Косвенная речь)

Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно чужой речи. Косвенная речь имеет форму сложноподчиненного предложения. Слова автора указывают на наличие чужой речи, а также на того, кому она принадлежит. Нередко авторские слова могут пояснять, при каких условиях произнесена чужая речь, к кому она обращена, могут давать ей оценку.

Оформление прямой речи на письме

Прямая речь на письме выделяется кавычками. Если прямая речь следует после слов автора, Если прямая речь следует после слов автора, то между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, а в конце прямой речи употребляется точка (обозначается после кавычек), вопросительный или восклицательный знак, многоточие (обозначаются перед кавычками). Прямая речь пишется с большой (прописной) буквы.Вспомните!

Схема предложений с прямой речью может иметь следующие варианты: А: «П». А: «П». А: «П!» А: «П!» А: «П?» А: «П?» А: «П…» А: «П…» Если же слова автора стоят после прямой речи Если же слова автора стоят после прямой речи, то за ней ставится: запятая и тире; восклицательный или вопросительный знак и тире; многоточие и тире. Слова автора во всех случаях пишутся с маленькой (строчной) буквы. Схемы предложений с прямой речью в этом случае будут иметь такие варианты: «П», - а. «П!» - а. «П?» - а. «П…» - а.

Если слова автора стоят внутри прямой речи, разрывают ее, то знаки ставятся в зависимости от смысла и структуры предложения: 1. Если на месте разрыва не должно быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы. Схема: «П, - а, - п». Пример: « Нет, - промолвил Ермолай, - дело не ладно».

2. Если на месте разрыва должна была стоять точка, то перед словами автора ставятся запитая и тире, а после них – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Схема: «П, - а. – П» Пример: «Ради Бога, простите, - заговорил Вадим – Позвольте я вам помогу встать».

3. Если на месте разрыва должен стоять вопросительный или восклицательный знак либо многоточие, то эти знаки сохраняются перед словами автора и и после соответствующего знака ставится тире; после слов автора ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Схема: «П? – а. – П». Пример: «какой чудесный человек, не правда ли? – воскликнула Саша. – Я не видела его без улыбки на лице, без шутки». Схема: «П! – а. – П». Пример: «Вы, Саша, уходите! – сказал Николай. – До свидания». Схема: «П… - а. – П». Пример: «Погоди… - крикнул Ленька. – Как ты говоришь? Пыль?».

Возьмите на заметку! 1. Если слова автора предшествуют прямой речи, то в них обычно сохраняется прямой порядок слов, например: «Деревья шумят, точно шепчут друг другу: «Как страшно в саду!» 2. Если же слова автора стоят после прямой речи или включаются в нее, то порядок слов в них обратный, например: «Это что за птица?» - спросила Зиночка.

Диалог Диалог

Диалог – это вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или более лиц. Диалог состоит из реплик. Реплика – это ответ или замечание одного собеседника на другого. Каждая реплика диалога, как правило, записывается с новой строки. Вместо кавычек перед репликой ставится тире. Диалог может состоять из двух, трех, четырех (иногда и более) предложений – реплик, тесно связанных по смыслу и строению. Содержание и форма первой реплики определяет содержание и форму второй и т.д. Таким образом, только сочетания реплик помогает понять смысл диалога.

Например: 1) -Кто звонит? -Николай. 2) -Поставь! -Куда? -На стол. В первом примере вторая реплика определяется содержанием и формой первого вопросительного предложения. Второе предложение неполное и состоит только из одного подлежащего, так как сказуемое названо в первом. Во втором примере все три реплики – неполные предложения: в первом нет обстоятельства, чем и вызвана вторая реплика. Во втором примере все три реплики – неполные предложения: в первом нет обстоятельства, чем и вызвана вторая реплика. Во второй реплике опущено сказуемое, имеющееся в первой реплике; третья реплика состоит из одного обстоятельства, которого не хватает в первой реплике и которое является ответом на вопрос, поставленный во второй реплике.

Цитаты

Цитата – дословная выдержка из какого – либо текста или в точности приводимые чьи – либо слова. Цитата привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием. В письменной речи цитаты заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.