* По данным ВОЗ, от 7 до 10% жителей планеты страдают нарушением слуха. На каждую 1000 новорожденных приходится 1 глухой ребенок. * В течение первых двух лет жизни еще два ребенка из каждой тысячи полностью теряют слух.
* На слух мы воспринимаем всего лишь 10% информации. * Благодаря способности слышать, мы понимаем речь, так как человеческая речь есть не что иное, как звуковые колебания или звуковые волны, издаваемые голосовыми связками. * Для человека, погруженного в тишину, недоступно нормальное общение, наслаждение музыкой и пением, звуками природы. * Возможность слышать дает нам более точную картину об окружающей обстановке и оберегает от многих опасностей.
* Две ушные раковины - это наружное ухо. Благодаря своему «хитрому» строению наружное ухо усиливает слабые звуки и приглушает слишком сильные, принимает их и направляет к барабанной перепонке, тонкой чувствительной мембране, которая отделяет наружное ухо от среднего. * Среднее ухо – это полость, содержащая три маленькие слуховые косточки, соединенные друг с другом, – молоточек, наковальня и стремечко. Они передают звуковые колебания жидкости, находящейся во внутреннем ухе – перилимфе. * Внутреннее ухо устроено очень сложно, внешне напоминает улитку. В ней располагается звуковоспринимающий аппарат – это спиральный (кортиев) орган, в котором есть особые клетки-рецепторы, приемники звуковых колебаний. Нервные импульсы от них идут непосредственно в головной мозг, там они распознаются и анализируются.
* Непросто звуку «добраться» до своего анализатора в головном мозге. * Вся система проведения звука называется «кондуктивной» системой (от латинского слова «кондукцио» – проведение). * При неполадках в одном из ее звеньев развивается кондуктивная тугоухость.
Врожденные Неправильное внутриутробное развитие слухового органа Влияние вирусных инфекций (корь, грипп) на развитие плода в первые месяца Травма плода Приобретенные Инфекционные заболевания- менингит, корь, скарлатина Воспалительные процессы Неврит слухового нерва Сильный шум и вибрации Травмы головы (родовые и послеродовые).
Слабослышашие (тугоухие) Позднооглохшие Глухие
* Глухие дети – это дети с тотальным (полным) выпадением слуха, который не может быть самостоятельно использован ими для дальнейшего речевого запаса. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие и резкие, низкие звуки. Бывают: * Глухие (ранооглохшие) без речи * Глухие (позднооглохшие) с потерей слуха, но сохранной речью
Слабослышащие (тугоухие) – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. Различают среди слабослышащих: * детей, обладающих к моменту поступления в школу крайне ограниченной или глубоко недоразвитой речью; детей, владеющих развернутой речью с небольшими недостатками в её грамматическом построении и ошибками в произношении и письме.
* Отсутствие речи – вторичное отклонение и влечет за собой психические отклонения (нарушение зрительного восприятия, логического мышления и других познавательных процессов). * Замедленный темп развития глухонемого ребёнка происходит из-за аномалии с окружающим миром.
* Специальные условия обучения стимулируют компенсаторные процессы глухонемых, постепенно сглаживают и выправляют дефекты психического развития, преодолевают «немоту». Глухонемой постепенно перестаёт быть немым, и становится глухим говорящим. Поэтому термин «глухонемой» неприемлем, т.к. не отражает действительность.
* Мимико-жестикулярная речь (дактильная) + * Чтение с губ (зрительное восприятие речи)
* Очень важно, чтобы ребенок сам, добровольно отказался от жестовой речи и учился говорить. * Для дальнейшего развития ребенок должен овладеть устной речью.
* Задача обучения и воспитания – сохранить и развить устную речь, познавать реальность на уровне словесно-логического мышления. * Обучение затруднено восприятием устной речи (разговорной). Этот недостаток компенсируется развитием коррекционного навыка зрительного восприятия речи – чтения с губ. * Успешное различение слов и фраз, считываемых с губ, зависит от уровня речевого развития ребёнка, речевого опыта.
* Другая трудность - произношение. Оно отличается типичными особенностями: * нарушением модуляций голоса, * неточной артикуляции звуков, * слабой звучностью, * ошибками в словесном ударении и окончании слов.
* Позднооглохшие дети обучаются отдельно от глухих детей в специальных школах, где важное место уделяется развитию зрительного восприятия речи и сохранению имеющегося речевого запаса.