МДОУ Ивановский детский сад Воспитатель Яковлева Н.Б. Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
« Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.» В.А.Сухомлинский.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить, пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Функциональные застежки, игры – шнуровки. Развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки самообслуживания, развивают творческие способности, глазомер, укрепляют пальцы рук.
Игры с прищепками, пуговицами. Прикрепление прищепок по длине, краю предмета. Развешивание разноцветных платочков после стирки. Перетирание пуговиц между ладонями. Пересыпание из ладошки в ладошку. Выкладывание изображения по контуру. Поиск больших, квадратных, гладких пуговиц.
Игры с вкладышами, развивающие игры. Способствуют развитию восприятия, созданию условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов. Закрепление умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы.
Игры с пробками от бутылок. Выкладывание пробками по контуру. Перемещение пальчиков на пробках, как на лыжах. Выстраивание башни. Вдавливание в пластилин.
Рисование. Лепка. Аппликация. Рисование пальчиками, всей ладошкой; Оттиск из пластилина; Украшение вылепленных работ природным материалом, пуговицами, бусинами4 Приклеивание готовых форм, фигур; Обрывание, смятие и разглаживание бумаги, скручивание салфеток, индивидуальная работа с ножницами.
Все эти пособия и игры должны находиться в свободном доступе для ребенка. При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья ребенка.
Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!