ИСТОРИЯ Часть 2 Доцент Ирина Николаевна Ружинская
Часть А - выбор 1 верного ответа из 4 предложенных Цель: 1.проверка базовых знания исторических фактов, процессов, явлений, причин и следствий событий; 2.умение искать информацию в источнике Цена: 1 балл за каждый правильный ответ
Градация заданий части А ПроверкаПериодЗадание Факты, процессы, явления 8-17 вв.А1, А середина 19 вв.А6, А7 вт. пол. 19 – начало 20 вв.А – 1941 гг.А – 1945 гг.А – 1991 гг.А – 2010 гг.А21 Факты, процессы, явления культуры 8 – 17 вв.А4 18 – начало 20 вв.А – 2010 гг.А20 Пример: кто, что, когда, кому принадлежит, с кем или чем связано?
Градация заданий части А ПроверкаПериодЗадание Установление причинно- следственных связей 8-17 вв.А3 18 – середина 19 вв.А8 Вт. пол. 19 – начало 20 вв.А – 1941 гг.А – 1991 гг.А19 Пример: что было причиной, почему, чем были вызваны неудачи, что было следствием?
Градация заданий части А ПроверкаПериодЗадание Проведение поиска исторической информации в источника разного типа 8 – 17 вв.А5 18 – середина 19 вв.А9 Вт. пол. 19 – начало 20 вв.А гг.А17 Пример: Прочтите отрывок и укажите событие, десятилетие, фамилию (из предложенного списка).
Часть В – задание с кратким ответом Цель: проверить умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Градация заданий: ПроверкаПериодЗаданиеЦена Определение последовательности событий 8 – 19 вв.В1По 1 б. 20 – начало 21 вв.В6 Пример: Расположите в хронологической последовательности события (5 элементов). Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу. Ответ: 41235
Градация заданий части В ПроверкаПериодЗаданиеЦена 1. Систематизировать историческую информацию (множественный выбор) вв.В2По 2 балла 19 – начало 20 вв.В4 22 – начало 21 вв.В7 2. Систематизировать историческую информацию (соответствие) вв.В3По 2 балла 19 – начало 20 вв.В5 22 – начало 21 вв.В8 Пример 1: выберите из списка (6 вариантов) 3 события, относящиеся к (чему-либо). Запишите номера, под которыми они указаны в таблицу. Ответ: 246 Пример 2: установите соответствие между определением (а-б-в-г)-понятием ( ) Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. абвг 2153
Новые задания: В10-В12 В10: дается терминологический ряд, в котором один терминов выделяется из контекста. Найти его и записать в качестве ответа. Например: найти из списка термин, не относящийся к событиям 19 века. Термины: вольные хлебопашцы, министерства, декабристы, бироновщина, земства, винная монополия Ответ: Цена: 1 балл Не требуется пояснений приоритета выбора! БИРОНОВЩИНА
Новые задания: В10-В12 В11: дается небольшой текст, в который следует вписать пропущенное по смыслу слово. Например: Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «Бессрочный сыск беглых крестьян», называется ____________ крестьян. Ответ: Вариант : закрепощением Цена: 1 балл ЗАКРЕПОЩЕНИЕ
В12: дается информационная таблица с пропущенными элементами. К таблице прилагается несколько вариантов пропущенных элементов, которыми следует заполнить пустые ячейки таблицы по смыслу. Например: СобытиеДатаУчастники Наступательная операция «Багратион» __________________(А)И.Х. Баграмян И.Д. Черняховский Сталинградская битва__________________(Б)__________________(В) _________________(Г)Август-декабрь 1943 г.Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский Битва за Москву__________________(Д)__________________(Е) Пропущенные элементы: 1)М.А. Егоров, М.В. Кантария 2)сентябрь 1941-апрель )Я.Ф. Павлов 4) битва на Курской дуге 5) битва за Днепр 6) июнь-август ) июль 1942-февраль ) И.В. Панфилов 9) май 1942 Ответ: Цена: 3 балла
Часть С – 6 заданий с развернутым ответом Цель: выявить и оценить освоение выпускниками различных комплексных умений Градация: С1-С3 - комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника: 1)установление источника, 2)извлечение информации из источника, 3)привлечение знаний для анализа проблематики источника и позиции автора. С4-С6 - задания, позволяющие изучить исторические процессы и явления с применением аналитических приемов: -причинно-следственного -структурно-функционального -пространственного -временнόго
«Во все государственныя дела он вступал, и хотя состояние оных ведать было невозможно, часто в самых важнейших делах без всякого с людьми о том совету по своей воле отправлял, и какия от того в делах государственных непорядки приключались, о том он сам ведает и признать должен. Важные государственныя торги и заводы не токмо к казенному убытку, но и с разорением российских подданных, которые, надеясь на опубликованные от Его Императорского Величества Петра Великого Манифеста, многие тысячи собственного своего капитала в те заводы положили, его старательством чужим отданы. Состояние, с которым он приехал и какое сейчас есть, всем известно. Того ради он должен сам объявить: что ему от Ея Величества пожаловано, что он сам взял казенного и когда, что ему от чужестранных государей подарено и в которое время, сколько денег и другого богатства он вне государства отправил, куды и где ныне находится?». Задание С1 (цена – 2 балла): Кому предъявляются обвинения? От кого из правителей России исходили обвинения и вопросы? О каких событиях идёт речь в документе? Ответ: Бирон, правительница России Анна Леопольдовна, деятельность Бирона и суд над ним. Особенности: 2 балла при условии 3 правильных компонентов. О б.
«Во все государственныя дела он вступал, и хотя состояние оных ведать было невозможно, часто в самых важнейших делах без всякого с людьми о том совету по своей воле отправлял, и какия от того в делах государственных непорядки приключались, о том он сам ведает и признать должен. Важные государственныя торги и заводы не токмо к казенному убытку, но и с разорением российских подданных, которые, надеясь на опубликованные от Его Императорского Величества Петра Великого Манифеста, многие тысячи собственного своего капитала в те заводы положили, его старательством чужим отданы. Состояние, с которым он приехал и какое сейчас есть, всем известно. Того ради он должен сам объявить: что ему от Ея Величества пожаловано, что он сам взял казенного и в которое время, что ему от других чужестранных государей подарено и пожаловано и в которое время, сколько денег и другого богатства он вне государства отправил, куды и где ныне находится?». Задание С2 (цена – 2 балла): В чём обвиняли исторического деятеля (приведите не менее 3 обвинений)? Ответ: вмешательство во все государственные дела; причинение экономического ущерба государству; хищение и вывоз за границу государственных средств 2б. О б.
«Во все государственныя дела он вступал, и хотя состояние оных ведать было невозможно, часто в самых важнейших делах без всякого с людьми о том совету по своей воле отправлял, и какия от того в делах государственных непорядки приключались, о том он сам ведает и признать должен. Важные государственныя торги и заводы не токмо к казенному убытку, но и с разорением российских подданных, которые, надеясь на опубликованные от Его Императорского Величества Петра Великого Манифеста, многие тысячи собственного своего капитала в те заводы положили, его старательством чужим отданы. Состояние, с которым он приехал и какое сейчас есть, всем известно. Того ради он должен сам объявить: что ему от Ея Величества пожаловано, что он сам взял казенного и когда, что ему от чужестранных государей подарено и в которое время, сколько денег и другого богатства он вне государства отправил, куды и где ныне находится?». Задание С3 (цена – 2 балла): Задание: Как называлась историческая эпоха, в которую происходили события? Какие черты эпохи отразились в данных событиях (укажите не менее 2)? Особенности: эпоха+2 черты – 2 б., эпоха+1 черта – 1 б., 2 черты – 1 б. Ответ: эпоха дворцовых переворотов; фаворитизм, частая смена правителей, борьба за власть. 2б. О б.
Задание С4 анализ исторической проблемы или ситуации (з б. за 3 элемента В течение XIX века неоднократно возникал вопрос о восстановлении патриаршества в Русской православной церкви. Кем и почему было упразднено патриаршество? Какой орган осуществлял управление церковными делами? Почему после Февральской революции 1917 г. вопрос о восстановлении патриаршества был решён положительно. Ответ: 1) Пётр I создавал «регулярное государство» с единым центром власти; новая система управления превращала духовенство в часть государственного аппарата. 2) Синод; 3) Февральская революция создала условия для независимости церковной власти от государства, что привело к усилению сторонников восстановления патриаршества как древнего и наиболее правильного способа управления церковью. 2б.
Задание С5 анализ исторических версий и оценок с привлечением знаний курса (3 б.) Существует две точки зрения на события «кровавого воскресенья»: 1) Полиция открыла огонь по участникам шествия неожиданно для организаторов сбора петиции царю. 2) Организаторы шествия к Зимнему сознательно стремились спровоцировать применение силы со стороны власти. Какая из точек зрения представляется вам более предпочтительной? Используя знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную вами точку зрения. 1 точка зрения -характер шествия мирный (крестный ход); -преданность царю, нет политических требований; - рассчитывали на поддержку полиции, предполагавшей за счёт верноподданных рабочих ослабить революционное рабочее движение; 2б.
2 точка зрения Организаторы шествия к Зимнему сознательно стремились спровоцировать применение силы со стороны власти Ответ: - священник Георгий Гапон, руководивший организацией шествия, был связан с эсэрами, заинтересованными в дестабилизации ситуации в стране; - есть свидетельства, что первые выстрелы прозвучали из толпы, а не со стороны войск, поэтому в толпе находились те, кто использовал веру в царя рабочих; - выстрелы по безоружной толпе с иконами могли стать действенным средством дискредитации царя, подрыва народного доверия к власти, что могло усилить политические позиции революционеров и радикалов 1б. 0 б.
Задание С6 (5 б.) сочинение на историческую тему, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности Ниже названы три исторических деятеля. Выберите из них 1 и выполните задания. 1) Ярослав Мудрый; 2) М.Б. Барклай де Толли; 3) П.А.Столыпин. Укажите время жизни исторического деятеля (1 б., только век – 0 б.). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности. Критерии: Правильно указаны и охарактеризованы основные направления и результаты деятельности личности. 4 Правильно указаны основные направления и результаты деятельности исторической личности, при их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. Или - несколько направлений деятельности, дана характеристика только одного из них и результатов. 3 Одно из нескольких направлений, дана характеристика результатов деятельности. Указаны и охарактеризованы только основные направления деятельности личности. Указаны без характеристики направления деятельности, дана характеристика результатов деятельности. Направления деятельности в явном виде не указаны, дана характеристика нескольких направлений и результатов деятельности. 2 Указаны только одно или несколько основных направлений деятельности личности, при его их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. Указаны без характеристики одно или несколько направлений деятельности, при характеристике результатов допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. Направления деятельности личности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика одного направления и результатов деятельности. 1 Правильно указано только направление деятельности исторической личности, характеристика не дана. Основные направления и результаты деятельности не указаны, есть только факты, жизни и деятельности. 0
0+0 б. 1+0 б. 0+1б. Есть 2 направления, нет полной характеристики и результатов
1+3б.