* Цель: * 1) Формировать понятия паукообразные. * 2) Изучить общую характеристику паукообразных, их внешнее и внутреннее строение. * 3) Научиться распознавать класс Паукообразные в типе Членистоногие. * 4) Рассмотреть роль класса Паукообразные в экосистемах. * 5) Развивать познавательный интерес, умение работать с дополнительной литературой. * 6) Воспитать чувство уважения и любви к природе.
* Латинское название класса Паукообразные – Арахниды происходит из древнегреческой мифологии. Есть миф о девушке Арахне, научившейся искусству ткачества у богини Афины Паллады. Она достигла в этом таких успехов, что даже осмелилась вызвать на состязание саму богиню. Афина приняла вызов Арахны и выткала чудесный ковер, на котором были изображены наказания, ожидающие людей за их грехи и не уважения к богам. Арахна же на своем ковре в ответ выткала оскорбительные картины из жизни богов. За это Афина превратила непокорную девушку в паука, вынужденного всю жизнь ткать воздушные ковры – паутину.
* Класс Паукообразные объединяет около 70 тыс. видов. * В Украине – свыше 4 тыс. видов.
* Среда обитания: Наземная, но известны обитатели морей и пресных водоемов. Строение тела: 1) головогрудь; 2) Брюшко; 3) 6 пар конечностей – хелицеры (захват и измельчение пищи), ногощупальца, 4 пары ходильных ног.
* Наиболее распростран енная группа – Пауки. 38 тыс. видов в мире. Более 1,5 тыс. – на Украине
* Головогрудь укрыта плотным щитом, на переднем крае которого расположены простые глаза (4 шт.). Хелицеры заканчиваются подвижным коготком. Ногощупальцы густо покрыты чувствительными щетинками. Пауки, которые строят ловчую сеть, имеют на лапках ходильных ног мощные изогнутые коготки.
* Брюшко – задний отдел тела. Все сегменты которого часто срастаются между собой. На нижней стороне – отверстия органов дыхания, половые отверстия. На верхушке – три пары паутинных бородавок.
* Тело покрыто кутикулой. * Пищеварительная система. Питаются только жидкой пищей. Этому способствует внекишечное пищеварение: вместе с ядом в тело добычи вводятся и пищеварительные соки. Через сосательный желудок жидкая пища закачивается в кишечник. Завершается пищеварение в среднем кишечнике под действием соков пищеварительной железы – печени.
Выделительная система – мальпигиевы сосуды. Кровеносная система – сердце (пульсирующая мускульная трубка), артерии. Дыхательная система – пара легочных мешков и трахеи. Нервная система – головной мозг и подглоточная нервная масса. Органы чувств – щетинки, глаза, некоторые могут ёвоспринимать звуки и издавать их. Половая система – раздельнополые животные. Оплодотворение внутреннее. Самцы меньшего размера, некоторые в 1500 раз. Сложное брачное поведение. Самки откладывают оплодотворенные яйца в коконы из паутины. Развитие прямое. Линяют. Присуща забота о потомстве.
* Паутина служит для охоты, построения жилищ, коконов, расселения молодых особей.
Сенокосец Черная вдова
* §23 стр.113, вопрос 2 стр.113, творческое задание: Рассмотрите рисунок 120. определите кто из двух видов членистоногих – паук, а кто – муравей? Ответ обоснуйте.
* Домашнее задание. * §22, §23 стр. 104 – 113 – читать и учить. * Выполнить задание 4 - 6