Управление изменениями Яхонтова Елена Сергеевна, д. с. н., профессор РАНХиГС при Президенте РФ Москва 2012
Кратко о нашей работе Яхонтова Е.С., д.с.н., профессор РАНХиГС при Президенте РФ 2 Перемены. Жизнь – меняется ? Люди изменяют жизнь ? Особенности перемен, управления изменениями Перемены в нашей жизни … Мы можем быть лидерами перемен Сделать личный выбор, создать команду Меняться - сложно Гомеостаз, привычки, важность системного подхода Есть модель успеха Проведение успешных изменений по модели Дж. Коттера (8 шагов ) Будущее – в наших руках
Эффект тренингов Яхонтова Е.С., д.с.н., профессор РАНХиГС при Президенте РФ 3 Мониторинг результатов % новых знаний и навыков – 2 недели после тренинга 5% слушает 15% слушает и видит 30% слушает, видит и говорит 75% слушает, видит, говорит и делает Формула успеха Слушать + Видеть + Говорить + Делать самим + Делать в группах !
Правила и ожидания Яхонтова Е.С., д.с.н., профессор РАНХиГС при Президенте РФ 4 Правила игры Должность – за дверью Телефоны – на вибрацию Задание – делать Ваши ожидания от занятия
Перемены и управление переменами Яхонтова Е.С., д.с.н., профессор РАНХиГС при Президенте РФ 5 Перемены - процесс движения от настоящего положения к будущему. Управление изменениями - усилия менеджмента по адаптации организации к постоянно изменяющейся среде с целью использования новых возможностей, развития организации в соответствии со стратегией.
Давайте обсудим : Яхонтова Е.С., д.с.н., профессор РАНХиГС при Президенте РФ 6 Что нам надо менять в нашей работе ? Что является нашей силой, что нужно сохранить ? Зачем перемены мне ? Какую роль я готов и хочу играть в процессе изменений ? Проблемы - это зоны роста, возможности!!!
Скорость перемен Яхонтова Е.С., д.с.н., профессор РАНХиГС при Президенте РФ 7 Климат Научно - технический прогресс Информационные технологии Демография Ожидания людей Другое …
Залог успеха перемен Яхонтова Е.С., д.с.н., профессор РАНХиГС при Президенте РФ 8 ЗНАНИЯ ЛИДЕР КОМАНДА
Яхонтова Елена Сергеевна, д.с.н., профессор ВШМБ АНХ при Правительстве РФ Лидер – это лучший. Когда люди просто знают, что он существует. Хорош тот лидер, который говорит мало, а когда работа сделана и его цели достигнуты, его люди скажут, Мы сделали это сами – Лао Цзы Лидер - это человек, который умеет заставить людей делать то, чего они не любят, и убедить их в том, что им это нравится – Гарри С. Трумэн Лидер – это продавец мечты – Наполеон Лидерство – особый вид отношений « сверху вниз ». Лидерство не существует в отрыве от людей. Лидерство – транзакция, в которой каждый получает для себя какую - либо выгоду. Лидер и лидерство
Структура лидерства Лидер Личность Экспертиза Ресурсы Авторитет Последователи Ситуация Ценности Нормы Совместимость Компетенции Мотивы Задача Стресс Среда и т.д. Меняется ли роль лидерства в контексте динамичной бизнес среды ? 10
Лидерство как транзакция Цель лидера Ожидания последователей Поведение последователей Результат Объясни ! Защити ! Научи ! Помоги ! Сделай меня сильным !
Правила лидера Яхонтова Елена Сергеевна, д.с.н., профессор ВШМБ АНХ Ищите радугу ! Все сейчас созерцают грозу, но миссия лидера – искать проблески света и предвидеть, где засияет радуга. То есть – искать и предвидеть возможности для мощного прорыва вашего бизнеса к процветанию и благоденствию. Чем больше вы преуспеете в различении хоть малейших намеков на возможности, тем большего успеха сможете достичь. Используй вирус настроения ! Вирус настроения - связь между лидером и эффективностью организации. Другие люди чувствуют Ваше настроение даже тогда, когда Вы сами не ощущаете его! Понаблюдайте как Ваше настроение влияет на Ваш персонал!
Яхонтова Елена Сергеевна Убеждение. Принцип AIDA 1. Attention - привлечение внимания ( сформировать эмоциональную установку ) 2. Interest - формирование интереса ( сформировать информационную установку ) 3. Desire - усиление желания ( сформировать мотивационную установку ) 4. Action - готовность к действию ( сформировать поведенческую установку ) Что ? Как делать ? Почему делать ?
Яхонтова Елена Сергеевна Цели и задачи организации Процессы, структура, культура Компетенции, ресурсы
Меняться сложно ! Яхонтова Е.С., д.с.н., профессор РАНХиГС при Президенте РФ 15 Системы хотят стабильности Гомеостаз Барьеры к переменам
Изменение системы. Модель AGIL Парсонса Яхонтова Е.С., д.с.н., профессор РАНХиГС при Президенте РФ 16 A - адаптация к меняющейся внешней среде ; G - достижение целей ; I - интеграция элементов системы в единое целое ; L - легитимность организации ее деятельности, признание их членами и внешним окружением В основе - спецификация функций, необходимых социальной системе для выживания и преуспевания
Сложность перемен с точки зрения нейрофизиологии Рептильный мозг - более 100 млн лет отвечает за выживание. Страх = Бей / Беги / Оцепеней. Неосознанная мгновенная реакция Лимбическиая система ( мозг млекопитающих ) 50 млн лет - эмоциональное восприятие и память. Противится любым изменениям, оперирует понятиями « или - или », защищает свою группу ( семью ). Кора головного мозга 2-2,5 млн лет - планирование, визуализация. Обширная, гибкая, мощная, « Новичок » Создание новых ментальных карт требует внимания и концентрации
Яхонтова Е.С., д.с.н., профессор РАНХиГС при Президенте РФ 18 Мозг старается избежать перемен Изменения требуют много энергии Изменения раздражают
Формула изменений : когда 3 системы мозга заодно Яхонтова Е.С., д.с.н., профессор РАНХиГС при Президенте РФ 19 1 шаг + Видение Результата + Неудовлетворенность ситуацией Сопротивление изменениям >
Формула успеха изменений Недовольство ситуацией – «так жить нельзя!» разделяют многие. Видение – ясный и привлекательный образ будущего. Ясный алгоритм первого шага – программа действий и понимание, с чего надо начать, приоритеты. Сопротивление – пассивное, активное противодействие переменам
8 шагов Джона Коттера 1. Покажи и дай почувствовать ВСЕМ необходимость перемен. 2. Собери мощную команду, способную возглавить изменения 3. Найди образ УСПЕХА, ВИДЕНИЕ будущего и выработай СТРАТЕГИЮ его достижения 4. Без устали доноси до всех, причем всеми возможными способами, куда идём 5. Помоги начать действовать ОСТАЛЬНЫМ 6. Создай первые победы как можно скорее – и награди победителей 7. Закрепи результат изменений, создав новую корпоративную культуру Яхонтова Елена Сергеевна, д.с.н., профессор ВШМБ АНХ при Правительстве РФ 21
Принципы Дж. Коттера 8 шагов Кейсы и дополнительная информация Вебинары с Дж. Коттером Яхонтова Елена Сергеевна, д.с.н., профессор ВШМБ АНХ при Правительстве РФ 22
Степень защищенности и готовность к переменам Высокая защищенность – низкая готовность к переменам Средняя защищенность – высокая готовность к переменам Низкая защищенность - низкая готовность к переменам Яхонтова Елена Сергеевна, д.с.н., профессор ВШМБ АНХ при Правительстве РФ 23
Типы сотрудников по отношению в переменам Реакция на изменения
Динамика отношения к переменам Помоги избавиться от прошлого, принять новую реальность Минимизируй эффект шок Информируй о планах Покажи преимущества нового Ожидай сопротивление Помоги адаптироваться Слушай, обсуждай, сопереживай, поддержи, научи Обратная связь Обучение Внедряй новые процедуры и системы Поддержи выполнение новых ролей Отмечай успехи Стимулируй осмысление перемен и обучение Закрепляй новые модели поведения ШОК ОТРИЦАНИЕ ОСОЗНАНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ПРИНЯТИЕ ПРОВЕРКА ИНТЕГРАЦИЯ
Сопротивление СТРАТЕГИИ : Конкретизирующее распоряжение Фрагментарное внедрение Вечный эксперимент Отчетное внедрение ТИПИЧНЫЕ ПРИЧИНЫ : Непонимание идеи Отсутствие понимания личных преимуществ и выгод. Антипатия к руководству Уверенность в провале проекта изменений Отсутствие стимулов к участию Страх нового Страх слома действующих правил Угроза безопасности и конфликта. Понимание неизбежности потери Особые личные обстоятельства Страх неопределенности и неизвестности. Восприятие идеи как давления на личность.
Слом сопротивления Яхонтова Е.С., д.с.н., профессор РАНХиГС при Президенте РФ 27 СПОСОБЫ : Совершенствование образования и коммуникации Вовлечение и участие Поддержка, помощь и содействие Поиск консенсуса, переговоры Манипуляция и кооптация Явное и скрытое принуждение ПРИЕМЫ : Убеждение в отсутствии личной корысти Демонстрация стимулов Лесть, комплименты, проявление понимания Изолирование / нейтрализация противников
Яхонтова Елена Сергеевна Силовое поле Силы «За» Движущие силы Силы «Против» Силы сопротивления ИНЕРТНАЯ МАССА
Яхонтова Елена Сергеевна Анализ заинтересованных сторон : Кто выиграет? Кто обладает властью для помощи //торможения? Основа власти? Методы и стиль управления? Кто готов помочь? Кто может помочь? В какой степени? Чья помощь весома? По каким причинам? Кто несет обязательства? Почему? Каковы их нужды,оценки, стремления и цели? Кто проиграет? Что? Как? Каковы результаты?
Поупражняемся ? Яхонтова Елена Сергеевна, д.с.н., профессор РАНХиГС при Президенте РФ В группах проведем анализ силового поля для ситуаций ….
Что способствует изменениям Яхонтова Е.С., д.с.н., профессор РАНХиГС при Президенте РФ 31 Включенность и поддержка руководства Рабочие проектные группы из числа сотрудников Привлечение внешних модераторов / консультантов Никакие темы не являются запретными Обеспеченность ресурсами Быстрый результат
Рекомендации спецов для лидеров изменений в условиях кризиса : Не ждите, что все придет в норму, лучше адаптируйтесь к турбулентному миру. Находите возможность проявлять заботу о близких и коллегах. Возьми паузу, прежде чем агрессивно реагировать на внештатную ситуацию. Не разрушай, а развивай коммуникацию с коллегами. Больше общайся с персоналом, старайся, чтобы они чаще тебя видели. Не забывай, что лидеры – тоже люди, которые боятся, обижаются. Адекватно оценивай свое поведение ( и хорошие, и плохие поступки ). Старайся больше времени проводить со своими детьми, не позволь кризису разорвать эмоциональную и ментальную связь между вами. Проявляй заботу о своем эмоциональном, физическом и духовном здоровье. Яхонтова Елена Сергеевна, д.с.н., профессор ВШМБ АНХ при Правительстве РФ 32
Каков ваш опыт проведения перемен ? ЧТО МЕШАЛО: ЧТО ПОМОГАЛО: ЧТО УСОВЕР- ШЕНСТВУЕТЕ? Яхонтова Елена Сергеевна, д.с.н., профессор ВШМБ АНХ при Правительстве РФ 33
??? Не оставляем вопросы на «потом», снимаем неясности сейчас! 34 Яхонтова Елена Сергеевна, д.с.н., профессор РАНХиГС при Президенте РФ Яхонтова Елена Сергеевна, д.с.н., профессор РАНХиГС при Президенте РФ